— 2006 год. В России стартовал приоритетный национальный проект «Образование». Цель — комплексная модернизация всех уровней образования для достижения нового качества, отвечающего современным запросам общества. В результате образовательные учреждения начали получать государственное финансирование на реализацию своих программ инновационного развития, представителей талантливой молодежи стали поощрять денежными грантами, школьных педагогов начали включать в систему дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство, в школы стали поставлять комплекты нового учебного оборудования, они также получили почти 10 тыс. автобусов.

2008 год. Начало поэтапного внедрения нового поколения федеральных государственных стандартов (ФГОСов), основанных на компетентностном подходе.

2010 год. Лучшие высшие учебные заведения страны стали объединяться в Ассоциацию ведущих университетов. Появляются вузы в статусе опорных и федеральных.

2012 год. Принят новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Цель — установление правового поля, адекватного современным практикам и стратегиям развития национальной системы образования.

Одна из ключевых целей начатых преобразований — улучшение качества российского образования. Удается ли ее достичь? Безусловно, да. Наши школьники и студенты побеждают на международных олимпиадах и профессиональных конкурсах, ведется активная модернизация системы подготовки профессиональных и рабочих кадров в соответствии с международными стандартами WorldSkills...

Отправной точкой в реализации нац- проекта «Образование» стал 2019 год. Именно с него начался новый этап развития системы отечественного образования. Минпросвещения утвердило методику расчета показателей по вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Значительная часть средств нацпроекта направляется на межбюджетные трансферты. До 2024 года из федерального бюджета будет выделено 723,3 млрд руб. Важнейшими направлениями стали обновление материально-технической базы всех образовательных учреждений, строительство новых школ, полная ликвидация третьей смены, внедрение новых методов обучения и обновление образовательных программ.

Нацпроект состоит из десяти федеральных проектов. Больше всего средств (295,1 млрд руб.) выделят проекту «Современная школа». Деньги направляются на создание новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе на ликвидацию третьей смены (45 млрд руб.), а 15 млрд руб. — целевые средства на создание дополнительных мест в школах, расположенных в сельской местности (без учета основной части федеральной поддержки). Это крайне важная задача: более 60% школ находится именно на селе, хотя контингент в них меньше, чем в городе. Деньги на дооснащение школ заложены и в других федеральных проектах. Например, развитие инфраструктуры будет также осуществляться в рамках проекта «Цифровая образовательная среда».

Отдельную поддержку получают и другие уровни образования: создаются кампусы в вузах, обновляется материальная база колледжей (полное переоснащение более 5 тыс. мастерских), развивается дополнительное образование детей. Выполняя задачи федерального проекта «Успех каждого ребенка», Минпросвещения уже открыло 900 тыс. новых мест допобразования. Кроме того, детские технопарки «Кванториум» появляются во всех регионах. В каждом субъекте создаются центры выявления и поддержки талантов, учитывающие опыт образовательного фонда «Талант и успех» — сочинского «Сириуса». Планируется открыть не менее 100 центров развития современных компетенций детей на базе университетов.

В рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» создается федеральный портал для родителей, где можно будет найти информацию о любых видах образования и получить помощь в вопросах усыновления.

Проекту «Цифровая образовательная среда» выделено 80 млрд руб. — столько стоят обеспечение стабильным и быстрым интернетом всех образовательных организаций и обновление их сайтов, а также создание сети из 340 центров цифрового образования для детей. Создается также единый федеральный портал в рамках федерального проекта «Современные родители». Родители могут связаться с педагогами, получить консультацию и психологическую помощь. К 2024 году во всех регионах начнут работу центры скорой психолого-педагогической помощи — на это некоммерческим организациям будут выделяться субсидии. Сейчас в России работает около 100 таких центров.

В рамках федерального проекта «Учитель будущего» педагоги должны пройти переподготовку, а «Российская электронная школа», виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории станут помощниками для преподавателей при подготовке занятий. Увеличивается количество центров профессиональной переподготовки. Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста, и развитие системы наставничества как среди учителей, так и среди учащихся. К 2024 году будет создана сеть из 100 межрегиональных центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс. мастерских с современной материально-технической базой.

Открываются центры для талантливых детей по всей стране. Эту идею на уровне школьного образования продвигают Российская академия наук и Министерство просвещения.

Честно говоря, когда несколько лет назад все это начиналось, у меня были большие сомнения. Сейчас же я вижу потрясающие результаты. Это наше будущее, потому что научно-технологический рывок нам по плечу. Именно инвестиции в человеческий капитал могут обеспечить в России темпы экономического роста выше мировых, повышение продолжительности активной трудовой жизни граждан, условия для их успешной самореализации. В ближайшей перспективе образование должно рассматриваться не как затратная, наряду с другими социальными отраслями, а как инвестиционная сфера, определяющая экономические успехи страны.