Сегодня же он — эффективное средство народной дипломатии, а также приличный источник пополнения бюджета.
Инструмент идеологической борьбы. Въездной туризм в России наряду с внутренним туризмом, так же, как и в других странах, всегда считался и считается приоритетным видом туризма, обеспечивающим не только поступление иностранной валюты в бюджет, но и создание рабочих мест, занятость и повышение качества жизни населения, что заметно способствует решению социальных и экономических проблем регионов. Так, в 2019 году российские туристы вывезли 36 млрд долларов, а поступления от иностранных туристов, въехавших в нашу страну, составили 11 млрд долларов, то есть отрицательное сальдо туристского баланса — 25 млрд долларов. Поэтому с экономической точки зрения понятно, что любое государство заинтересовано прежде всего во въездном туризме.
Но здесь важна не только экономика. В советский период, например, большое значение въездной туризм имел в условиях противостояния двух систем — капиталистической и социалистической — как инструмент идеологической борьбы. Поэтому в СССР при приеме и обслуживании зарубежных туристов особое внимание уделялось пропаганде достижений и преимуществ социализма по сравнению с капитализмом. А интерес к нашей стране со стороны иностранных граждан всегда был высок.
В годы советской власти активно работала государственная компания «Интурист», материально-техническая база которой в середине 1980-х состояла из более чем 100 гостиниц, мотелей и кемпингов на 55 тыс. мест, солидного автопарка с гаражами и станциями технического обслуживания, многочисленных ресторанов, баров и кафе, киноконцертных залов, бассейнов и саун, кегельбанов, дискоклубов и пр. Иностранным туристам предлагалось около 500 разнообразных экскурсий и путешествий, проходивших через 150 городов СССР.
И, надо сказать, пропагандистская работа средствами туризма проводилась весьма успешно. «Интуристу» отдавалось в распоряжение все лучшее в любой точке страны (гостиницы, рестораны, магазины, автобусы и т.д.). Поездки в СССР всегда были дешевыми — коммерческая сторона имела второстепенное значение, а потому турпродукт «Интуриста» являлся вполне конкурентоспособным.
С «Интуристом» сотрудничали более 700 зарубежных турфирм во многих государствах мира. Издаваемый ведомством журнал «Путешествие в СССР» выходил на русском, английском, французском, немецком и испанском языках, а работа экскурсоводов и гидов-переводчиков по пропаганде достижений и преимуществ социализма была настолько эффективна и убедительна, что в некоторых случаях иностранные туристы после возвращения к себе на родину в Америку или Англию под впечатлением от посещения СССР вступали в коммунистические партии в своих странах и начинали проводить соответствующую пропагандистскую деятельность. Кроме того, представительства «Интуриста» еще в начале 1990-х имелись в 23 странах: США, Великобритании, Австрии, Германии и других странах-генераторах турпотока в Россию. Сейчас таких представительств у отечественного туризма нет.
До и после пандемии. С распадом СССР интерес к посещению нашей страны и ее регионов неизменно возрастал. Допандемийное туристское предложение было привлекательно и разнообразно. Доминировали, если исключить государства ближнего зарубежья, Китай, Германия, Финляндия, Польша, Великобритания, США, Израиль, Франция, Испания, Италия, Монголия, Южная Корея, некоторые другие европейские и азиатские страны. Мощный импульс въездному туризму дал чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Однако туристский спрос чрезвычайно неустойчив, зависит от многих факторов, в том числе политических, что и подтвердилось в последние три года, когда картина въездного туризма резко поменялась, и сегодня мы видим не только трехкратное падение въездного турпотока (с 25 млн в 2019 году до 8 млн в 2022-м), но и кардинальное изменение географии спроса.
Во-первых, статистические органы отмечают устойчивый рост турпотока из Китая, из государств СНГ: Азербайджана, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении, а также из Турции, Индии, Вьетнама, Таиланда, Индонезии, Малайзии, Ирана, некоторых других стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Хотя, если посмотреть данные Росстата, то можно увидеть, что пускай и в небольших объемах, но сохраняются турпотоки из названных европейских стран, однако это, скорее всего, поездки с родственными или бизнес-целями. Во всяком случае принимающие туроператоры туристов оттуда не заметили.
Москва, Питер, далее везде. Государство заинтересовано в развитии въездного туризма и создает для этого все необходимые условия. Сегодня география туристского предложения для иностранцев существенно расширена. Помимо всемирно известных дестинаций — Москвы, Санкт-Петербурга, Алтая, Байкала, Камчатки, центрами туристского притяжения международного значения все более уверенно становятся Татарстан, Великий Новгород, Псков, Карелия, Мурманская область, республики Северного Кавказа и некоторые другие регионы.
Туристы из арабских стран проявляют, например, интерес к Сибири — для них это суперэкзотика. Среди иностранных туристов, посетивших в первом полугодии 2023 года игорную зону «Красная Поляна» и казино Сочи, были граждане 40 государств: Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Китая, Израиля, Турции, Грузии, Индии...
В целом же Россия привлекает туристов как природным потенциалом, так и огромными и разнообразными историко-культурными ресурсами, этнонациональными особенностями регионов, из которых складывается российская цивилизационная система, и поэтому конкурентоспособность туристского потенциала нашего въездного туризма, представленная многочисленными объектами материального и нематериального наследия, чрезвычайно высока.
На территории РФ появляются новые объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Так, к уже имеющимся объектам за последние три года добавились храмы псковской архитектурной школы, петроглифы Онежского озера и Белого моря, астрономические обсерватории Казанского федерального университета. Сегодня мы занимаем девятое место среди стран-рекордсменов по количеству объектов в списке Всемирного наследия.
Туристскому освоению богатейшего потенциала способствует созданная в 2021 году система национальных турмаршрутов, которые развиваются благодаря национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства». В регионах страны создано уже более 40 таких маршрутов. Все это, конечно же, способствует ознакомлению зарубежных гостей с нашими цивилизационными и культурными ценностями, укреплению взаимопонимания между народами.
Не случайно туризм давно уже признан высоко эффективным средством народной дипломатии. В условиях современного цивилизационного противостояния эта тема приобретает для нашего государства особую актуальность, и поэтому мы видим весьма значительную господдержку въездного туризма как в плане развития инфраструктуры, так и в плане облегчения туристских формальностей с визами и платежными операциями.
Из природных факторов иностранных туристов также привлекают уникальные лечебные и оздоровительные факторы во многих регионах России. Поэтому для въездного медицинского туризма перспективы очень хорошие. Уже сегодня въездной медицинский турпоток из стран СНГ вполне ощутим, и с уверенностью можно сказать, что данное направление будет успешно развиваться. География медтуризма тоже весьма разнообразна. Помимо всем известных Кавказских Минеральных Вод это курорт Белокуриха на Алтае, Курган — «столица российской ортопедии», многие другие курорты и реабилитационные центры.
Сильные и слабые стороны отечественного турпродукта. Для того чтобы иностранный турист активно поехал в Россию, необходима, конечно же, не только инфраструктура, которая сейчас при поддержке государства активно реконструируется и создается во многих субъектах, но и финансово-организационные меры, которые обсуждаются на всех уровнях: делаются первые шаги по отработке безвизового режима для организованных туристских групп из Китая, Ирана, а в будущем и из Индии, внедрение электронных виз, карт для иностранцев российской платежной системы «Мир».
Для формирования качественного въездного турпродукта требуется корректировка подготовки кадров с учетом необходимости знания соответствующих иностранных языков стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива, особенностей их кухни, религиозных предпочтений и сервисного обслуживания. И все-таки наиболее слабым местом в организации въездного туризма является, на мой взгляд, не отлаженная пока система продвижения туристских возможностей России на международные рынки, когда образ нашей страны ассоциируется в первую очередь с Москвой и Санкт-Петербургом, и с большим отставанием и неравномерностью продвигаются остальные регионы.
По-прежнему отсутствуют единый туристский бренд РФ, единый центр по продвижению наших туристских возможностей за рубежом. Имелся опыт в преддверии ЧМ-2018, когда успешно работал портал Visit Russia, продвигавший вполне обоснованные амбиции российских субъектов. Такой опыт надо, видимо, продолжать.
Текст: Юрий Путрик, руководитель научно-исследовательского центра Общенационального союза индустрии гостеприимства, руководитель Центра социокультурных и туристских программ Института наследия, доктор исторических наук