По оценке ее участников, за последние годы оба макрорегиона, особенно ДФО, совершили мощный рывок вперед. Поддержка государства и заинтересованность инвесторов способствуют тому, что стратегически важные для страны территории активно перезагружают и экономику, и социальную сферу. 

Для того чтобы стимулировать развитие Дальнего Востока, пришлось изменить законодательное пространство. За десять лет разработано 77 федеральных законов и более 470 актов правительства России. Появились территории опережающего развития, «Дальневосточный гектар», специальный административный район на острове Русский... Ни одно решение не было принято формально», — заявил вице-премьер — полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

По его данным, за 2014-2022 годы рост инвестиций в основной капитал округа втрое опережает среднероссийский, а рост промышленного производства — в 1,4 раза. Специальный административный режим на острове Русский обеспечил возврат в Россию активов на 5 трлн рублей и уплату более 15 млрд рублей дополнительных налогов. За две пятилетки добыча угля в ДФО увеличилась в 2,8 раза, производство сельскохозяйственной продукции — в 2,2 раза, добыча золота — в 2 раза, грузооборот морских портов — в 1,6 раза, строительство жилья — в 1,3 раза.

Стартовали проекты на крупных месторождениях, таких как Удоканское медное месторождение в Забайкалье или Баимская медно-порфировая площадь на Чукотке. Проекты, реализуемые с помощью мер государственной поддержки, принесли макрорегиону фактических инвестиций на 3,7 трлн рублей, введено 745 новых предприятий, создано 134 тыс. рабочих мест. Новая страница в развитии Дальнего Востока связана с масштабной программой реновации 25 городов округа. «По каждому из них разработан мастер-план. При подготовке документов учитывалось мнение жителей», — прокомментировал Юрий Трутнев. В частности, реновация позволит изменить облик дальневосточной столицы. Рядом с Владивостоком появится город-спутник, будет построено 2,8 млн кв. метров недвижимости, жилье получат 80 тыс. человек.

«Поддержка Севера, ДФО — государственный приоритет, — подчеркнул министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. — Развитие Арктической зоны России ведется по четырем основным направлениям: экономика и экспорт, технологии, Северный морской путь, качество жизни людей. За три года в интересах АЗРФ принято 12 федеральных законов, 70 правительственных актов. Из последних важных решений — принятие закона о северном завозе, распространение дальневосточной ипотеки на Арктику, реновация городов. С 2021 года в режимах АЗРФ и ТОР запущено почти 800 проектов, по инвестиционным соглашениям фактически вложено 425 млрд рублей, создается 42 тыс. новых рабочих мест».

Один из важнейших приоритетов на Дальнем Востоке — развитие портовых мощностей. Согласно прогнозу, к 2035 году порты ДФО будут переваливать свыше 0,5 млрд тонн грузов в год, в основном уголь, нефтепродукты и СПГ. Ведущим направлением будет перевалка контейнерных грузов. В числе ключевых контейнерных операторов округа — Транспортная группа FESCO. Как рассказал ее президент Аркадий Коростелев, группа продолжит расширять географию внешнеторговых сервисов, уделять особое внимание развитию каботажных сервисов, в том числе северного завоза.

«Понимая всю важность бесперебойной доставки грузов в центральные регионы России через порты Дальнего Востока, мы активно работаем над внедрением цифровых решений для сокращения сроков их обработки, и за 2023 год нам удалось уменьшить время на 40%, — отметил Коростелев. — Безусловно, нашим приоритетом сегодня являются проекты, связанные с развитием контейнерных перевозок по Северному морскому пути. Для этих целей мы создаем соответствующую инфраструктуру во Владивостокском морском торговом порту, взаимодействуем с профильными структурами и ведомствами».

Севморпуть — глобальный транспортный коридор страны. В 2023 году объем грузопотока по нему достиг нового абсолютного рекорда — 36,25 млн тонн. По мнению заместителя генерального директора госкорпорации «Росатом» — директора дирекции Северного морского пути Вячеслава Рукши, выйти на такой показатель удалось благодаря росту транзитного грузопотока, который превысил 2,1 млн тонн. Так, российские грузоотправители — нефтяные компании, производители железной руды, угля — перенаправили грузы из портов Балтики на Севморпуть, предпочтя этот маршрут традиционному южному, через Красное море.

Удоканское медное месторождение в Забайкалье.jpg

«Ни один крупный проект на Северном морском пути не был отменен. Напротив, мы видим большой интерес к освоению ресурсов Арктики со стороны как отечественных компаний, так и бизнеса из дружественных государств», — заметил Рукша.

В последние годы на Дальнем Востоке возникла, по сути, новая отрасль — нефтегазохимия, которая позволяет производить из природных богатств продукцию высоких переделов, востребованную как в России, так и во всем мире. Одним из крупнейших проектов стало создание на ТОР «Амурская» одноименного газохимического комплекса. По информации генерального директора АГХК Алексея Верещагина, активные работы ведутся на всех объектах комплекса. Параллельно со строительством начался набор сотрудников, которые будут заниматься уже эксплуатацией АГХК. Для них в городе Свободном возводится современное комфортное жилье. Продолжаются мероприятия, направленные на улучшение городской среды. В Свободном и других территориях Амурской области при поддержке АГХК только в 2023 году реализовано более 35 социальных проектов.

Темпы жилищного строительства на Дальнем Востоке и в Арктике в последнее время выше общероссийских. В макрорегионы заходят крупнейшие федеральные застройщики. Среди них — ГК «Самолет», занявшая по итогам прошлого года первое место среди застройщиков в России и Европе. «Наши проекты реализуются в Приморском и Забайкальском краях, Сахалинской и Мурманской областях с градостроительным потенциалом свыше 1 млн кв. метров жилья. В проработке находятся еще более 10 проектов в других субъектах ДФО и АЗРФ», — рассказал управляющий партнер ГК «Самолет» Александр Прыгунков.

Еще один вектор развития Дальнего Востока связан с космосом. Венчурный фонд «Восход», созданный по поручению президента РФ Владимира Путина во Владивостоке на средства частного инвестора — группы «Интеррос», уже сейчас инвестирует в космическую отрасль. Команды, финансируемые фондом, занимаются разработкой ракет-носителей для доставки примерно 250 кг груза на солнечно-синхронную орбиту. «Особый интерес представляют сверхлегкие ракеты, позволяющие осуществлять пуск оперативно и дающие возможность доставки спутников точно на целевые орбиты, — прокомментировал генеральный директор «Восхода» Руслан Саркисов. — По нашему мнению, ДФО станет ключевым потребителем текущих и перспективных космических сервисов и услуг. Например, это услуги по мониторингу вечной мерзлоты — таяние льдов и изменение климата, мониторинг динамики ледовой обстановки на Северном морском пути, контроль и разведка природных ресурсов, предупреждение экологических катастроф».

Проекты в области культуры и искусства являются важными составляющими качества жизни людей, напрямую влияют на их желание оставаться жить и работать на Дальнем Востоке и в Арктике. Был презентован новый проект «Великий Северный поход. Арктика как искусство» под эгидой Минвостокразвития. «Проект может стать инструментом активизации культурного потенциала АЗРФ, интеграции регионов ДФО, популяризации исторического и культурного наследия Северного морского пути, объединяющего и скрепляющего Россию от Мурманска до Владивостока без малого 500 лет», — подчеркнул заместитель генерального директора — статс-секретарь АНО «Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков.

дальневосточный порт.jpg

10 говорящих цифр

77 федеральных законов были изменены за 10 лет для того, чтобы стимулировать развитие Дальнего Востока.

В 3 раза выше среднероссийского уровня росли в 2014-2022 годах инвестиции в основной капитал ДФО.

3,7 трлн рублей инвестиций принесли ДФО проекты, реализуемые с помощью мер государственной поддержки.

В 2,8 раза увеличилась в ДФО за две пятилетки добыча угля.

5 трлн рублей возвращено в Россию благодаря специальному административному режиму на острове Русский.

800 проектов запущено за три года в режимах территорий опережающего развития ДФО и Арктической зоны.

36,2 млн тонн — новый рекорд грузопотока по Северному морскому пути, установленный в 2023 году.

В 1,1 млн человек оценивается туристический поток в арктические территории по итогам 2023 года.

0,5 млрд тонн грузов в год будут переваливать порты ДФО к 2035 году.

2,8 млн кв. метров недвижимости будет построено на территории города-спутника рядом с Владивостоком. 

 |