На площадке ТАСС состоялась пресс-конференция «Креативная экономика: стратегический ресурс для роста российской экономики».
Заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова отметила, что креативная экономика представляет собой многоуровневую систему, объединяющую три ключевых направления. В ее ядре находятся непосредственно креативные индустрии, такие как дизайн, медиа, ИТ и архитектура, где творчество выступает основным продуктом. Второй уровень составляют связанные отрасли, включая дополнительное образование, книжную розницу и креативные пространства, формирующие инфраструктуру для продвижения творческих продуктов. Третий элемент — интеграция креативных решений в традиционные секторы: промышленный дизайн, агробрендинг и диджитал-трансформацию производств. Важнейшая отличительная черта креативной экономики — способность генерировать высокую добавленную стоимость, что делает ее значимым драйвером развития мировой и российской экономик.
«Креативная экономика сегодня — безусловный приоритет для большинства стран мира. И развитые, и развивающиеся государства активно поддерживают этот сектор. Россия действует в русле глобальных трендов: креативные индустрии стимулируют внутренний рынок, повышают экспортный потенциал и создают новые точки экономического развития. Национальная цель — рост вклада креативной экономики в ВВП до 6% в горизонте до 2030 года. Для этого у нас есть хорошая база: сегодня показатель находится на уровне 4%. Объем валовой добавленной стоимости сектора составляет 7,5 трлн рублей, в нем задействовано более 4 млн человек», — прокомментировала Татьяна Илюшникова.
При этом она обратила внимание на неравномерное развитие креативной экономики в России: 75% добавленной стоимости создают всего пять направлений: ИТ, реклама, гастрономия, исполнительские искусства и архитектура. Кроме того, 80% выручки компаний сектора сосредоточено в 10 регионах страны. Среди них — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Калининградская области, Республика Дагестан.
«Для обеспечения устойчивого роста креативного сектора необходимо совершенствовать систему управления, создавая эффективные механизмы координации между федеральным центром и регионами. Уже сегодня мы наблюдаем значительные подвижки в этом направлении: в 26 субъектах приняты нормативные акты по регулированию креативных индустрий, 48 субъектов создали специализированные организации развития, в 28 субъектах сформирована необходимая инфраструктура поддержки, а 24 субъекта внедрили комплексные меры стимулирования. Особенно важно отметить, что по всей стране уже функционируют 85 перспективных проектов, которые могут быть отнесены к категории креативных кластеров», — рассказала замминистра.