Как следует из материалов исследования, сам бизнес активнее ориентируется на запросы и интересы именно граждан России: 94% предпринимателей, оказывающих услуги в этой сфере, сообщили, что их клиентами до 2022 года были в основном жители страны (48%) или только жители страны (46%).
Для большинства опрошенных Россия остается приоритетным направлением отдыха и в 2023 году: здесь планируют провести отпуск 66%. При этом Москва и Санкт-Петербург перестанут быть безусловными лидерами, и многие регионы окажутся более интересными как туристические направления.
Наиболее привлекательным местом для отдыха в нынешнем году признан Северный Кавказ — его указали 47% респондентов. Повышается интерес россиян к Крыму (46%) и Дальнему Востоку (38%). Растет популярность Русского Севера, Карелии, Сибири и Арктики.
«Исследование показало, что большинство россиян считают свой родной регион туристически привлекательным, 77% респондентов любят путешествовать по стране и узнавать ее. Это важный показатель для предпринимателей, работающих в сфере туризма, не менее половины из которых, согласно полученным данным, планируют и дальше развивать свой бизнес, а треть рассчитывает его расширить», — прокомментировала директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова.
По мнению партнера группы компаний Б1 Ольги Архангельской, изменившаяся политическая и экономическая ситуация потребовала от туристической сферы дополнительной адаптации.
«События последних нескольких лет оказали на отрасль негативное влияние, однако международные ограничения могут дать импульс для роста внутреннего туристического рынка и его дальнейшего развития. Как показало наше исследование, с одной стороны, популярность внутреннего туризма среди россиян находится на достаточно высоком уровне, а с другой — бизнес, связанный с туризмом, планирует дальнейшие инвестиции для расширения количества услуг и повышения их качества», — отметила Архангельская.
При этом участники рынка рассчитывают на поддержку. 53% ожидают от государства снижения налогов и установления льготного налогообложения для предприятий турферы, 47% — субсидий на авиа- и железнодорожные билеты для совершения путешествий по России.