Впрочем, потребность в замещении по-прежнему остается высокой: она заявлена для 13,8% компаний при закупках сырья и для 37-38% — при приобретении оборудования и комплектующих.
Таковы результаты исследования, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).
Как следует из распространенных материалов, главная проблема компаний при попытках заместить импорт — отсутствие российских аналогов или их заметно худшее качество: об этом сообщили более половины опрошенных. Если же качество сопоставимо, то отечественное оказывается дороже импортного.
Собственными силами замещать иностранную продукцию большинство компаний не готовы. Например, для создания вертикально интегрированного производства комплектующих, по мнению 74% респондентов, не хватает компетенций и научно-технической базы, более половины отмечают недостаточный спрос российских компаний для достижения эффекта масштаба.
Планы занять ниши ушедших из РФ иностранных компаний есть только у трети опрошенных, уже заняли их лишь 6,5%. О планах организовать собственное производство закономерно сообщали компании-производители импортозамещающей продукции, но большинство (90%) ее заказчиков сами организовать такое производство не готовы.
В результате доля ответов об успешности импортозамещения собственными силами колеблется на уровне 1%, для услуг и ПО — выше 5%.
На внутреннем рынке компаниям удалось найти поставщиков материалов (об этом рассказали 69% предприятий), сырья (73%), услуг (76%) и ПО (79%). Что касается оборудования, комплектующих и узлов, то более половины предпринимателей предпочли найти новых зарубежных поставщиков — уже из «дружественных» юрисдикций. Порядка трети из этой группы переключились на закупку продукции у российских производителей. Десятая часть нашла возможности закупать оборудование, комплектующие и узлы, материалы и ПО у поставщиков из «недружественных» стран — с использованием посреднических структур и более сложных схем поставок.
Многие компании (39%) занимаются развитием собственной сети поставок: для этого они упрощают компаниям-поставщикам доступ на рынки (консультации и т. д.), обеспечивают их инфраструктурой, участвуют в программах развития человеческого капитала и компетенций. Со стороны же государства наиболее востребованными для импортозамещения являются раздача льгот производителям, стимулирование спроса на отечественную продукцию, помощь в решении проблемы дефицита кадров и развитие стимулов для проведения исследований и разработок (НИОКР). Внизу списка оказались пока не работающее «право на риск», протекционистские меры (таможенно-тарифная политика) и поддержка экспорта импортозамещающей продукции.