«Когда мы занимались созданием ЕАЭС, то изучали опыт ЕС. Сами европейцы про себя говорили, что их Союз — это Союз на хорошую погоду. А мы сейчас видим, что Евразийский экономический союз, похоже, — Союз на любую погоду, в том числе не очень хорошую», — заявил Андрей Слепнев, выделив успешно преодолеваемые вызовы, связанные с пандемией COVID-19 и экономическими санкциями в отношении государств-членов ЕАЭС.
Однако в ближайшей перспективе, уточнил министр, Евразийский союз ждут еще более масштабные испытания, связанные в том числе с позиционированием в новом многополярном мире. А в нем ЕАЭС должен занять устойчивое и конкурентоспособное место.
«Второй вызов — промышленная революция, климат, технологии, новая экономика и все, что с ними связано. Это то, что закладывает перспективу на сотню лет. Здесь, в ЕАЭС и с нашими партнерами вне Союза, мы должны найти решения, которые позволят работать», — подчеркнул Андрей Слепнев.
Он напомнил, что сейчас, по сути, происходит пересмотр правил международной торговли. Снова обсуждаются тарифные барьеры, которые устанавливаются под маркой климата и пограничного регулирования, а также нетарифные барьеры, когда для получения возможности поставлять свои товары в другую страну надо иметь подтверждения или пройти сертификацию, причем все процессы осуществляются по разным правилам и стандартам.
«Конечно, задача ЕАЭС в партнерстве с друзьями по всему миру — активно работать в этом направлении, чтобы не возникли новые барьеры и новые разделительные линии. Чтобы мы могли нормально торговать и нормально развиваться», — заметил министр.
В качестве третьего вызова он выделил переход к новой системе отношений, когда люди и малые предприятия все больше заявляют свои интересы, все больше участвуют в развитии. «Нужно решить вопрос коммуникации с людьми: без коммуникации не будет поддержки, а без поддержки не будет и движения», — считает Андрей Слепнев.
По его оценке, тезис президента России Владимира Путина о Большом Евразийском партнерстве остается актуальным. «В то же время мы видим, что Большое Евразийское партнерство неоднородно. Оно имеет несколько направлений. Очевидно, что направление с Европой находится — надеюсь, временно — в приторможенной стадии. Но у нас есть крайне перспективное южное направление по коридору «Север — Юг», — полагает министр.
Причем здесь, добавил он, надо вести речь о выстраивании не просто транспортного, а полноценного экономического коридора. Необходим многоотраслевой диалог, чтобы за одним столом сидели и транспортники, и промышленники, обсуждали вопросы технологического суверенитета, кооперации и выстраивания логистики.
Фото: Евразийская экономическая комиссия.