«Сейчас пока мало кто смотрит на эту повестку, но, опираясь в том числе на международные исследования, мы понимаем, что к вопросу кибербезопасности малого и среднего бизнеса надо подходить с позиции «не если, а когда вас взломают», — заявила директор практики дивизиона «Технологии и предпринимательство» АСИ Светлана Рацеева.
По ее наблюдению, проблема информационной защищенности актуальна для всего мира. Как показывают международные исследования, если в 2019 году в развитых странах на представителей МСП было направлено 43% всех кибератак, то в 2020-м — уже 28%, так как бизнес стал задумываться о защите, а рынок предложений — насыщаться сервисами. В результате в 2023 году сервисы и инфраструктура защиты малых и средних предприятий и крупных организаций стали практически идентичны.
В России насчитывается больше 6 млн субъектов МСП. Заниматься информационной безопасностью малый и средний бизнес начинает преимущественно только после того, как столкнулся с проблемой. Расходы МСП на информационную безопасность невелики — порядка 40% опрошенных вообще их не имели, только 4% сказали о планировании расходов по данной статье. Но при этом большинство компаний, которые все-таки тратятся на противодействие киберугрозам, отмечают, что их уровень защищенности за последний год вырос.
По мнению экспертов, для решения проблемы необходимо, с одной стороны, формировать осознанный спрос со стороны МСП в сфере кибербезопасности, с другой — создавать рынок предложений (например, платформенные решения, которые обеспечат массовый доступ к нужным сервисам). Кроме того, нужны меры поддержки для МСП, стимулирующие покупку российских решений в сфере информационной безопасности, а также стандарты киберграмотности МСП. Светлана Рацеева подтвердила, что Агентство стратегических инициатив вместе с экспертным сообществом готово заняться разработкой таких стандартов.
«Для большинства МСП меры поддержки в области кибербезопасности актуальны. Более 40% всех компаний заинтересованы в программах по информированию, а скидки на программное обеспечение актуальны для 70% предпринимателей», — прокомментировал основатель стартапа «Третья сторона» Антон Бочкарев.