Западные санкции привели к разрыву цепочек поставок, закрытию для российского экспорта и импорта целых стран, сокращению грузопотоков, временной остановке на юге воздушного транспорта, которая продолжается до сих пор. Предпринятые компаниями и государством меры сохранили отрасль, а в контейнерных перевозках даже помогли увеличить объемы. Для более успешного развития отрасли надо совершенствовать инфраструктуру в портах и на железнодорожных станциях, открывать новые направления мультимодального транспортного коридора, связывающего север, запад и центр России с черноморскими портами Турции, внедрять цифровые сервисы во всех сегментах грузоперевозок. К такому выводу пришли участники круглого стола «Транспорт и логистика на Юге: итоги года», который состоялся в Ростове-на-Дону.

Этот круглый стол — своеобразное продолжение сессии по ВЭД, которую «Ъ-Юг» провел в апреле текущего года. Тогда эксперты говорили, что западные санкции привели к разрыву цепочек поставок, закрытию целых стран для российского экспорта и импорта, сокращению грузопотоков, временной остановке на юге водного и воздушного транспорта. По мнению участников апрельской встречи, поиск альтернативных маршрутов в страны Азии, Ближнего и Дальнего Востока, легализация параллельного импорта, упрощение таможенных процедур и совершенствование федеральных законов должны были положительно повлиять на ситуацию.

Поезд идет на Восток

По словам заместителя начальника Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Ольги Чебановой, на фоне снижения объемов переработки контейнеров в Новороссийском порту (по итогам 11 месяцев падение составило 9% по сравнению с январем — ноябрем 2021 года) железная дорога создала все условия для обеспечения работы «внутренних» контейнерных терминалов. «Совместно с логистическими операторами мы организовали целый ряд сервисов по доставке импортных грузов в контейнерах потребителям юга России через сухопутные погранпереходы с Китаем и Монголией, восточные порты, — сообщила госпожа Чебанова. — Организация контейнерных поездов в обратном направлении позволила обеспечить выход продукции донских аграриев на восточноазиатский рынок».

Спикер добавила, что по итогам 11 месяцев 2022 года на полигоне Северо-Кавказской железной дороги объем отправления контейнеров вырос более чем на 5% к прошлогоднему уровню. Со станций СКЖД отгружено 162,5 тыс. ДФЭ (эквивалент двадцатифутового контейнера) и почти на 13% увеличен объем выгрузки, который превысил показатель в 205,5 тыс. ДФЭ, уточнила Ольга Чебанова. По ее словам, с 1 января по 1 декабря общий объем переработки грузов в контейнерах на двух терминалах — «Ростов-Товарный» и «Ростов-Западный» — значительно превысил объемы 11 месяцев 2021 года. На этих предприятиях рост переработки грузов в эквиваленте ДФЭ составил 23,3 тыс., что вдвое больше прошлогоднего результата. «Объем переработки на терминале “Ростов-Товарный” вырос на 63% (до 31 тыс. ДФЭ), а на терминале “Ростов-Западный” рост — более чем в семь раз (до 13 тыс. ДФЭ.). В направлении станций железных дорог Восточного полигона (Батарейная, Владивосток и Новосибирск-Вост.) возросли перевозки зерна, продовольствия, сахара, продуктов перемола и химикатов, — пояснила госпожа Чебанова. — Почти троекратно возрос объем погрузки ПАО “Трансконтейнер” по станции Ростов-Товарный и составил 9,2 тыс. ДФЭ. Для сравнения: за 11 месяцев 2021 года оператор отгрузил с указанной станции 3,1 тыс. ДФЭ. Также положительная динамика — в погрузке промтоваров народного потребления, нефти и нефтепродуктов. Новым направлением поставок продовольственных товаров выступил Китай».

Кроме того, спикер рассказала, что с января по ноябрь включительно на 14 тыс. ДФЭ (в 2,5 раза) увеличился объем прибытия грузов на указанные две станции: по состоянию на 1 декабря 2022 года это 23,5 тыс. ДФЭ против прошлогодних 9,6 тыс. Здесь положительная динамика обусловлена ростом поставок из Китая по таким товарным группам, как изделия массового спроса, химикаты, бумага, лесные грузы, нефть и нефтепродукты.

Сергей Окипний, первый заместитель начальника Северо-Кавказской дирекции по управлению терминально-складским комплексом, сообщил, что в планах на 2023 год — запуск на станции Ростов-Западный постоянной зоны таможенного контроля и обустройство площадки приемки и обработки грузов. «Наличие таможенного пункта значительно облегчит жизнь нашим клиентам, которые сейчас для совершения операций вынуждены возить контейнеры далеко за границы грузового двора, а это дополнительные расходы и времени, и денег. Открытие у нас постоянной зоны в первом квартале 2023 года позволит осуществлять все таможенные операции на месте», — подчеркнул господин Окипний.

Кроме того, по его словам, на грузовом терминале станции Ростов-Товарный в ближайшей перспективе заработает клиентский центр, работающий по принципу одного окна. Там представители бизнеса — потребители услуг грузового двора — смогут консультироваться со специалистами железной дороги, заключать договоры для всех подразделений и дочерних предприятий ОАО «РЖД», работающих в сегменте B2B.

Руководитель направления по железнодорожным перевозкам Дирекции по операциям «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (входит в Транспортную группу FESCO) Сергей Штырлов рассказал, что в 2022 году FESCO запустила на юге три новых маршрута: один — на станцию Тимашевская, еще два — из порта Новороссийск.

«Наша компания обслуживает важнейшие транспортные коридоры и экспортно-импортные направления, покрывает своими сервисами практически всю Россию, а также востребованные в текущих реалиях страны Юго-Восточной Азии, — пояснил спикер. — Всего каждую неделю мы отправляем 80 контейнерных поездов. Это более 11 поездов в сутки. Только в 2022 году запустили в стране 17 новых регулярных маршрутов».

Господин Штырлов заметил, что в текущем году контейнерный рынок Евразии серьезно поменялся. Произошло значительное смещение объемов перевозок грузов из западных и южных портов России на Дальний Восток. «Наибольшее увеличение контейнерного оборота — до 1,4 млн TEU (+13% к прошлому году) — произошло в дальневосточных портах, — уточнил эксперт. — В России почти вдвое увеличилось количество морских контейнерных линий. При этом практически в четыре раза уменьшилась средняя номинальная вместимость судов. Это привело к увеличению количества судозаходов, что негативно повлияло как на оборот контейнеров, так и вызвало дефицит терминальных мощностей и замедлило движение железнодорожных платформ».

По словам представителя FESCO, изменения на рынке контейнерных перевозок в стране привели к значительному затруднению движения по железной дороге в восточном направлении. В том числе из-за этого снизились объемы экспорта. РЖД, в свою очередь, принимает все необходимые меры. В частности, устраняет нехватку подвижного состава для вывоза импортных грузов из портов Дальнего Востока, используя для перевозки контейнеров альтернативные виды вагонов.

Он обратил внимание, что FESCO с начала 2022 года отправила со станции Ростов-Западный в порт Владивосток более 70 контейнерных поездов. До текущего года это был единственный в ЮФО сервис компании. «Понимая тенденции рынка и желая избежать затоваривания терминала на станции Ростов-Западный, в августе совместно с дирекцией терминально-складского комплекса РЖД мы проработали варианты и в сентябре открыли дополнительный сервис на станции Тимашевской в Краснодарском крае, — отметил спикер. — Первый поезд из 71 условного вагона был отправлен со станции Владивосток уже 25 сентября». За несколько месяцев на Тимашевскую прибыло три таких поезда, а недавно со станции был отправлен первый поезд с экспортными грузами через Владивосток во Вьетнам.

Горизонты экспорта, параллели импорта

Для юга стратегически важным является развитие портов Азово-Черноморского бассейна как центров мультимодальных перевозок и формирующихся в регионах транспортно-логистических хабов. Это касается не только развития контейнерных перевозок, которые отечественные операторы особенно активно стали развивать после ухода из РФ таких крупных европейских операторов, как, например, Maersk. Юг — активный экспортер зерновых, удобрений, генеральных грузов. Для их своевременной и качественной отправки портовикам и их партнерам надо строить дополнительные мощности, инвестировать во флот и сервисы.

Дмитрий Кутателадзе, директор по маркетингу «РУСКОН» (экспедитор ГК «ДЕЛО», предоставляет услуги по перевозки контейнерных грузов), рассказал о сервисах, которые компания запустила весной в порту Новороссийск. «Ранее в портфеле наших услуг не было собственных регулярных морских сервисов, — констатировал спикер. — Такие услуги в нашей цепи мультимодальных перевозок предоставляли партнеры — операторы международных контейнерных линий, большая часть из которых исключили Россию из маршрутной сети, начиная с марта. Стал вопрос, каким образом обеспечивать теперь морскую составляющую. И тогда приняли решение запускать собственное морское плечо, как составляющую нашего мультимодального сервиса. В качестве бассейна развертывания (новой услуги) выбрали порт Новороссийск, прежде всего, потому, что здесь у Группы компаний «Дело» и компании «РУСКОН» развита необходимая инфраструктура. В частности, есть комплекс тыловых терминалов и морской контейнерный терминал.

Господин Кутателадзе добавил, что в первую очередь они запустили морской сервис на линии между Новороссийском и Стамбулом. В короткий срок зафрахтовали судно, сформировали отделы по эксплуатации флота и управлению контейнерным парком, поставили судно вместимостью 240 TEU и организовали регулярную перевозку грузов в контейнерах в оба конца. «Далее мы добавили заходы в порты Гебзе и Мерсин, — уточнил директор по маркетингу «РУСКОН», — Затем мы расширили географию, добавив Израиль и Египет. Это позволило нам закрыть все восточное Средиземноморье. Следующим шагом стало добавление сервиса DeepSea («глубокая вода»): на плече Индия — Турция ходит наше судно (контейнеровоз) на 1700 TEU. По приходу (судна) в Стамбул «подхватываем» грузы нашими черноморскими судами меньшей вместимости».

Кроме того, «РУСКОН» предоставляет услуги по морским перевозкам контейнеров в порты Юго-Восточной Азии. Эти «сервисы» функционируют с лета текущего года. Компания использует флот партнеров. «Мы бронируем места на судах. С одними у нас фиксированные слоты, с другими — нет. Стабильно возим до 500 TEU в неделю, в обоих направлениях. В Стамбуле также перегружаем товары на свои суда и везем в Новороссийск», — пояснил Дмитрий Кутателадзе.

Корпоративный директор ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» (РММП) Сергей Жабинский сообщил, что в настоящий момент идет реализация второй очереди проекта по строительству зернового терминала мощностью 1 млн тонн (первая очередь комплекса была введена в строй в 2021 году). «Сейчас осуществляется строительство силосного парка и монтаж транспортного оборудования, — уточнил он. — В наших планах — к 1 июля 2023 года ввести вторую очередь в эксплуатацию. У нас были сложности в текущем году, но благодаря компаниям «РУСКОН» и «Трансконтейнер» мы смогли привезти необходимое нам оборудование, несмотря на санкции. Собственно, ситуация текущего года показала эффективность работы наших перевозчиков и их сервисов. Мы смогли вовремя получить все, что нам необходимо для реализации проекта, и не останавливаться».

Также Сергей Жабинский пояснил, что в составе РММП есть контейнерная площадка, но в силу определенных причин компания в большей степени делает акцент на генеральные и навалочные грузы. «В октябре был Морской конгресс, во время которого из ключевых трендов 2023 года участники отмечали мультимодальность, предполагающую эффективное сочетание разных видов транспорта. Второй момент — круг перспективных направлений для международных перевозок, который, к сожалению, сужается. Однако плюс в том, что операторы, работающие на существующих направлениях, постоянно повышают свою эффективность. И третий важный вопрос — усиление роли внутренних перевозок, чтобы эффективно поставлять и перераспределять грузы на территории России в условиях неравномерности нагрузок на порты и железнодорожную инфраструктуру. Именно на эти три момента (что касается транспортной логистики) в наступающем году будет делаться основной упор», — резюмировал эксперт.

Тем не менее поставка импортных грузов на Дон продолжается. При этом в условиях ужесточения западных санкций серьезную роль в росте внешнеторгового оборота региона сыграла легализация параллельного импорта правительством РФ. Начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Южного таможенного управления (ЮТУ) Екатерина Голубейкова рассказала о системе запретов и ограничений для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По словам госпожи Голубейковой, в 2022 году была проведена серьезная работа по форматированию действий таможенных органов, расширены зоны контроля, проводилось расширение регионов деятельности таможенных постов (исходя из потребностей бизнеса), продолжается развитие различных электронных сервисов. «Все это помогает бизнесу быстрее проводить таможенную очистку товаров, — уверена представитель ЮТУ. — Отдельная тема — параллельный импорт. В 2022 году вступили в силу нормативные документы, которые легализовали параллельный импорт товаров, включенных в перечень Минпромторга России. В отношении этих товаров таможенные органы не требуют разрешения правообладателя. Для подтверждения подлинности товара декларантом могут быть предоставлены нам различные документы: подтверждение, что товар произведен на заводах правообладателя либо по заказу правообладателя, фотографии товаров с этикетками, на которых указан производитель и т. д. За минувшие семь месяцев в ЮТУ, что касается параллельного импорта, оформлено 106 тыс. товарных партий общей стоимостью более $1 млрд».

Екатерина Голубейкова добавила, что, начиная с июля, каждый месяц в Южный федеральный округ растет ввоз товаров параллельного импорта. В частности, увеличились поставки автозапчастей, компьютеров, многофункциональных устройств, оргтехники, оборудования и др. «В частности, увеличение объемом ввоза комплектующих для автомобилей и шин связан с переориентацией логистики с западного направления на дружественные страны, — пояснила спикер. — Южное таможенное управление здесь как ворота Российской Федерации через которые в страну идет импорт указанных товаров. При этом, продолжается работа по выявлению контрафакта. С начала года сотрудники ЮТУ выявили более 4,6 млн ед. контрафактных товаров. В основном, это изделия легкой промышленности и игрушки, батарейки, ингредиенты для производства крепкого алкоголя и др. Номенклатура таких товаров достаточно широкая. Наша задача не только вовремя выявлять подделки, но и обеспечить наполнение российского рынка оригинальными и качественными зарубежными товарами».

Перспективы в «цифре»

В объективно сложных условиях развития на юге транспортной логистики для игроков рынка важны и актуальны такие задачи, как оптимизация бизнес-процессов и экономия ресурсов. Под ними понимаются не только деньги, но и время. Грамотно решать такие задачи позволяет цифровизация отрасли. На федеральном уровне работа уже ведется.

Так, в рамках круглого стола Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», напомнила участникам мероприятия, что в текущем году в России полномасштабно заработала Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). «Это не только позволяет участникам рынка перевозок экономить ресурсы и время, но и ускорить взаиморасчеты, как минимум в два раза, и в целом сократить сроки перемещения грузов, — отметила эксперт. — ГИС ЭПД предоставляет доступ к юридически значимым данным. Оператор системы — Минтранс России. На его сайте есть целый раздел, посвященный Государственной информационной системе ЭПД. Первый этап запуска системы касается только автотранспорта, как самого распространенного способа доставки грузов внутри страны».

По словам госпожи Федоткиной, пока переход на электронные перевозочные документы является добровольным и не исключает использование бумаги, например, при печати транспортных накладных, сопроводительной ведомости и заказ-наряда. «В ходе запуска ГИС ЭПД очень важно было обеспечить на дороге проверку в электронном виде всех юридически значимых данных и уже на первом этапе исключить наличие бумажного пакета документов, сэкономить время (на проверку) и избежать простоев. Задача разработчиков состояла в том, чтобы создать удобный цифровой сервис. Он позволяет водителю, на смартфоне которого установлено специальное приложение, предъявить сотруднику ГИБДД изображение QR-кода, считав который можно увидеть на экране все необходимые для проверки данные. На последующих этапах реализации цифрового проекта, в ближайшей перспективе, Государственная информационная система ЭПД должна охватить все виды транспорта и обеспечить сквозную безбумажную перевозку», — сказала Ольга Федоткина.

Ольга Федоткина подчеркнула, что представители бизнес сами обратились в Ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика», в Минтранс РФ с предложением, чтобы такая система была разработана и запущена в нашей стране. «Поскольку благодаря цифровизации, развитию высокотехнологичных сервисов грузоперевозки в стране становятся более цивилизованными и прозрачными», — резюмировала эксперт.