— Согласно официальным данным Росстата, за 2024 год по России совершено свыше 90 млн поездок, а если учитывать «серый» сегмент рынка, то примерно 120 млн. Полагаю, что при такой динамике на запланированные в национальном проекте 140 млн мы выйдем раньше, чем к 2030 году. Даже рост цен особо не останавливает туристов. Они очень быстро адаптируются в любой ситуации и, если приняли решение отдохнуть, то находят варианты на имеющийся бюджет.

Есть еще тренд, который сформировался после 2020-2021 годов, и не просто укрепился, а «зацементировался», — премиальный сегмент. Туристы, которые по своим доходам раньше находились в среднем сегменте, после увеличения в некоторых отраслях зарплат, опережающих инфляцию, перекочевали в сегмент выше среднего и готовы покупать более дорогой продукт. Премиальный сегмент не просто растет, а растет опережающими темпами и становится важным для регионов.

Однако тут мы сталкиваемся с проблемой формирования предложения для таких туристов. Можно долго говорить про дефицит качественных объектов размещения, про дефицит кадров для обслуживания объектов. Но турист, который готов оставить в месте отдыха больше денег, чем в среднем основной турпоток в этом регионе, становится более ценным.

Правда, такого предложения меньше, чем в бюджетном и среднем ценовых сегментах. В результате складывается парадоксальная картина. Во-первых, с сервисом не так все ужасно. Количество рекламаций и претензий к качеству обслуживания с годами уменьшается. И причина не в том, что туристы притерпелись. Мы видим динамику улучшения, особенно в тех регионах, где сделали ставку на туризм.

Не беру в расчет Краснодарский край, Крым, Санкт-Петербург и Москву, которые давно осознали и занимаются улучшением обслуживания туристов. Даже в таких регионах, как Самарская, Ульяновская, Мурманская, Тюменская, Свердловская области, Камчатка, Карелия, заметно повышение уровня сервиса. Соответственно, в совокупности количество претензий меньше, несмотря на растущий турпоток.

Разумеется, еще есть куда стремиться, не стоит почивать на лаврах. Безупречный сервис в России не везде. Впрочем, даже в странах, которые на протяжении многих лет занимают первые места по количеству обслуживаемых иностранных и внутренних туристов (Франция, Испания, Италия, США, Турция), встречаются случаи вопиющего отсутствия сервиса. А у нас не все так плохо. Наметился явный тренд к улучшению качества обслуживания туристов, и его нужно сохранить.

Положительную роль в развитии российской индустрии туризма и гостеприимства сыграл огромный опыт выездного туризма до 2020 года. Не только рядовые граждане, как потребители, поехали за рубеж, попробовали, вкусили, но и предприниматели в качестве туристов отправились туда, посмотрели и поняли, как можно развивать турсферу в нашей стране.

Если рассматривать туризм не только как рекреационную отрасль для отдыха и развлечений, но и как отрасль, имеющую определенный идеологический и экономический смысл, то это прекрасная возможность позаимствовать у иностранцев лучшие кейсы и использовать их у нас. Соответственно, делать отечественную турсферу лучше.

Я бы посмотрела на влияние выездного туризма не только с количественной точки зрения, потому что оно мизерное. Рекордные турпотоки в Турцию достигали 7 млн человек в год, тогда как только Краснодарский край в России принимал свыше 17 млн. Как говорится, почувствуйте разницу: одна страна, которая с огромным отрывом лидировала по сравнению с другими выездными направлениями, и один курортный регион.

Поэтому если по прошествии времени для наших соотечественников вновь откроются зарубежные направления, произойдет перераспределение турпотока в пределах 1-2 млн человек. Однако при имеющейся динамике роста турпотока внутри России угрозы для внутреннего туризма я не вижу.

Зато вижу преимущества. Сейчас мы активно изучаем опыт азиатских стран, у которых есть много интересных кейсов и в плане налогообложения туристической индустрии, и в плане поддержки местных производителей, и в плане выстраивания сервиса и рекреационных возможностей. Поэтому я рассматривала бы выездной туризм как некую полезную функцию для развития туротрасли в России. То, что можно позаимствовать у зарубежных коллег и адаптировать у нас.