На заседании профильного комитета Государственной думы России министр транспорта Роман Старовойт рассказал о содержании нового национального проекта «Эффективная транспортная система» («Транспорт»). В его структуру входят девять федеральных проектов, обеспечивающих преемственность действующего Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. При этом внутренние водные пути и пункты пропуска через государственную границу станут теперь неотъемлемой частью Единой опорной сети. Отдельное внимание будет уделено кадровому обеспечению и цифровизации отрасли.
Одним из самых масштабных в нацпроекте станет строительство первой в стране высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, которая объединит сразу шесть регионов в единую агломерацию и сократит время в пути между двумя мегаполисами до 2 часов 15 минут. Ожидаемый пассажиропоток после ввода магистрали — 23 млн человек.
Самым капиталоемким проектом является развитие опорной сети железных дорог, призванное снять инфраструктурные ограничения и обеспечить рост перевозок в Восточном, Азово-Черноморском и Северо-Западном направлениях, а также на коридоре «Север-Юг». До конца 2032 года пропускная способность Восточного полигона достигнет 270 млн тонн, на Азово-Черноморском направлении — 152 млн, на Северо-Западном — 210 млн.
Неотъемлемой частью международных транспортных коридоров станет развитие инфраструктуры морских портов. В результате реализации мероприятий нацпроекта мощность 16 морских портов, входящих в опорную сеть, вырастет с 850 млн до 1 млрд тонн к 2030 году. В частности, планируется строительство новых специализированных терминалов для экспорта грузов отечественной промышленности, энергетики и сельхозпродукции в дружественные страны.
На сети внутренних водных путей будут проведены работы по ликвидации лимитирующих участков, а также модернизации судоходных гидротехнических сооружений. Это позволит нарастить грузооборот речных магистралей и более интенсивно вовлечь их в транспортную систему России. Более того, придаст стимул для развития современного речного флота и позволит существенно повысить уровень безопасности на внутренних водных путях.
Президент поставил задачу увеличить авиационную мобильность населения в 1,5 раза к 2030 году. Для этого будут реконструированы и построены 75 аэродромов, а также обеспечен ввод в эксплуатацию новых отечественных воздушных судов. Кроме того, продолжатся традиционные программы субсидирования воздушных перевозок пассажиров.
Не менее значимая задача — уменьшение времени досмотра грузовых транспортных средств на госгранице до 10 минут. Для этого в нацпроект включены мероприятия по модернизации 27 пунктов пропуска на границе с Азербайджаном, Казахстаном, Монголией и Китаем.