Главной темой обсуждения стала актуальность разработки отдельного национального проекта в сфере туризма, его востребованность в нынешних политических и экономических условиях, включая сокращение возможностей для отдыха за границей и падение доходов населения.

Мероприятие собрало большое число экспертов отрасли, в числе которых член президиума Альянса туристических агентств, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян, вице-президент ассоциации «Нижегородский центр развития туризма» Елена Богомолова, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, генеральный директор турбюро «Спутник» г. Челябинска Людмила Мосина и многие другие.

Одним из главных спикеров стал почетный президент Российского союза туриндустрии, член Делового совета Всемирной туристической организации Сергей Шпилько, который остановился на отличиях нового национального проекта от реализуемых ранее в стране федеральных целевых программ.

«ФЦП состояли из перечней проектов строительства или реконструкции туристических объектов, которые предлагались регионами для федерального софинансирования. Здесь традиционно обнаруживались проблемы с отбором объектов, организацией их в единую систему и даже с их завершением. Национальный проект предлагает нам качественно новый подход — комплексный. Ведь он включает в себя не только инструменты формирования перечня объектов, но и широкий арсенал мер, которые охватывают влияние на весь рынок туризма. Для крупных инвесторов он предусматривает субсидирование процентной ставки по кредитам, для небольших — грантовую поддержку, для туроператоров — субсидирование турпродукта, для населения — субсидирование стоимости туров по России по программе кешбэка.

Другое принципиальное отличие — в финансировании. На 10 лет реализации мероприятий нацпроекта запланировано около 630 млрд рублей, и это не конечная сумма. А по ФЦП в год в среднем выделяется от 7 до 11 млрд по разным каналам.

При этом вопрос освоения средств должен быть проработан очень грамотно — как с точки зрения их распределения по территориям, так и общественного контроля за реализацией нацпроекта.

Особое значение нужно придать мерам оперативного характера. Всегда нужно помнить, что кризис — это новые возможности. Так, из-за пандемии рынок внутреннего туризма получил импульс к развитию. И одной из таких возможностей является реабилитация переболевших коронавирусом в санаторно-реабилитационных учреждениях, которые в этом году не только выдержали поток таких посетителей, но и наладили специальные схемы работы. Развитие этого направления может решить вопрос круглогодичной загрузки коллективных средств размещения. Для этого на старте национального проекта необходимо продлить действие программы кешбэка и вести работу по популяризации лечения на российских курортах через СМИ и специальные программы Минздрава РФ», — подчеркнул Сергей Шпилько.

Кроме того, отдельное внимание спикер уделил необходимости развития российского all inclusive и освоению новых территорий, таких как Крайний Север, с интеграцией в туристические процессы малочисленных коренных народов.

Запись конференции доступна по ссылке: https://fb.watch/24obd-M3LI/