Строительство будет проходить в несколько этапов. В 2024 году заинтересованные бизнес-структуры и правительство Архангельской области должны разработать инвестиционную декларацию, а Росморречфлот рассмотреть ее. В 2025-2026 годах предстоит завершить разработку проектной документации и начать работы. Ввод в эксплуатацию и нового терминала, и глубоководного района морского порта Архангельск намечен на 2031 год.

Кроме того, план предусматривает строительство на архипелаге Новая Земля морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата. Его планируется сдать в 2026 году.

Значимая часть документа — обновление ледокольного флота и судов ледового класса. Она подразумевает завершение строительства ледокола проекта 23620 для работы в районе Белого моря и принятие решения о создании научно-экспедиционного судна проекта НЭС 126. Новый корабль должен обеспечить работу труднодоступных метеорологических станций Росгидромета и ведение экологического мониторинга в Арктике.

Большой раздел плана — развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, в частности строительство новых подъездных путей и мостов к действующим и новым терминалам морского порта Архангельск. Среди них — модернизация и расширение пропускной способности железнодорожной станции Соломбалка в 2024-2027 годах, капитальный ремонт автодорожных мостов через реки Повракулку и Соломбалку, строительство моста через реку Кузнечиху. Два последних проекта планируется реализовать в 2026-2028 годах.

Напомним, в 2022 году по поручению президента России Владимира Путина правительство разработало план развития Северного морского пути, рассчитанный до середины следующего десятилетия. На сегодня подготовлена дорожная карта по усилению ключевого для Арктики Архангельского транспортного узла. В прошлом году через него перевалили свыше 6,5 млн тонн самых разных грузов, включая продукты переработки леса, нефти, и все необходимое для северного завоза.

«Правительство продолжает системно развивать Северный морской путь. Это один из наших стратегических приоритетов. Важный транспортный коридор, который соединяет Владивосток и Архангельск, Азию и Европу. Причем располагается в российских территориальных водах и исключительной экономической зоне, что позволяет владельцам грузов выбирать западное или восточное направление поставок в зависимости от их потребностей. Это особенно востребовано сейчас, когда логистические цепочки динамично перестраиваются, и имеет решающее значение для безопасности нашей страны», — прокомментировал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.