Действующая стратегия была принята в 2019 году. По мнению Максима Решетникова, сегодня она не учитывает геополитические и внутриэкономические факторы, которые появились в последнее время и создают новые вызовы, а также возможности для развития.
«Переориентация на новые внешние рынки требует ускоренного развития транспортно-логистических коридоров, а также ставит задачи по нивелированию этих рисков для многих территорий. Прежде всего речь идет о субъектах, которые оказались далеко от рынков сбыта и сейчас активно перестраиваются на новые поставки. Отдельный вопрос здесь касается Северо-Запада. Отдельный — по Калининграду, которому предстоит существенно снизить зависимость от грузов из других субъектов.
Разворот на Восток и Юг — это новые проекты, новые производства, новые логистические мощности в первую очередь на Дальнем Востоке, в Сибири и Азово-Черноморских регионах. А значит, это потребность в трудовых ресурсах, которую предстоит закрывать в том числе за счет трудовой мобильности внутри страны. В случае с Дальним Востоком появление новых точек роста —возможность переломить ситуацию с оттоком населения», — прокомментировал министр.
Он полагает, что ограничения импорта, который способствует росту внутреннего спроса, развитию экономики предложения, раскрытию экономического потенциала регионов, также являются новым вызовом для России. В то же время снижение доступности иностранных технологий открывает возможности для перезагрузки научных, промышленных, инновационных центров.
«Ключевой внутренний вызов — дефицит кадров, — считает Максим Решетников. — Решением здесь может быть повышение производительности труда, а также управление внутренней трудовой мобильностью и внешней миграцией».
Глава Минэкономразвития сообщил, что стратегия учитывает и планы пространственного развития государств, граничащих с Россией. В частности, проанализированы направления развития инфраструктуры стран Евразийского союза, Китая и Монголии. Определены приоритеты сотрудничества и совместные проекты. Например, с Казахстаном, Азербайджаном и Ираном это развитие международного транспортного коридора «Север — Юг».