Акселератор «Технолидеры будущего» состоит из трех элементов – квеста для школьников, обучающей программы на уровне школ и большого федерального акселератора. Во время квеста подростки от 12 до 18 лет знакомятся с понятием «технологическое предпринимательство» и его особенностями, ищут ответы на вопросы о технологических бизнесах, предпринимателях и значимых инновациях. Особенность квеста – использование мобильного приложения с дополненной реальностью, которое позволяет педагогам в регионах самостоятельно проводить игру и делает ее увлекательной для подростков.
Следующий этап – образовательная программа по основам технологического предпринимательства. Школьники разрабатывают идеи бизнеса с перспективами коммерциализации, которые проверяют через интервью с потенциальными покупателями продукта. Ключевая задача этого этапа – выход подростков «в поле» и общение с целевой аудиторией. В федеральный акселератор участников отбирают на конкурсной основе, он включает обучающие мероприятия, сопровождение команд наставниками, экспертные и инвестиционную сессии. Итогом акселератора станут запущенные подростками технологические бизнесы.
«В настоящий момент школа формирует понимание только одной карьерной траектории: поступление в вуз и дальнейшее трудоустройство в компаниях крупного бизнеса или государственного сектора. Вместе с тем, для реализации одного из ключевых государственных приоритетов – обеспечения технологического суверенитета страны – необходимы не только инженеры, но и лидеры технологических бизнесов. Как показывают международные исследования, вероятность выбора предпринимательской карьерной траектории в три раза выше у людей, кто прошел предпринимательские программы в школе», – сказала автор проекта Виктория Рыжова.
Для реализации идеи команде нужна прежде всего административная поддержка. Например, необходимо ввести предпринимательство в программы внеурочной деятельности школ и в работу Кванториумов, обучить педагогов технологии проведения регионального предакселератора, а также содействовать в переговорах с технологическими компаниями по запуску тематических треков федерального акселератора.
Еще один проект, поданный на форум «Сильные идеи для нового времени», предполагает развитие предпринимательских навыков уже на уровне вузов.
«В целом 24 % стартапов создаются в университетах. В России в университетах их создается менее 3 % от общего числа. Это одновременно и проблема, и нераскрытый потенциал», – считает участник форума Анна Шпилева.
Команда, которую она представляет, хочет создать единую платформу поддержки студенческого научно-технологического предпринимательства, через которую каждый студент России получит доступ к информации обо всех ресурсах и возможностях для развития стартап-проектов. Это могут быть системы поддержки внутри университетов, актуальные акселерационные программы, библиотека материалов для начинающих предпринимателей, работа с экспертами и трекерами, отобранными на основании экспертизы и внутреннего контроля, интерактивная витрина проектов.
Кроме того, участники форума АСИ и Фонда Росконгресс предложили проводить всероссийский правовой предпринимательский диктант для молодежи, который даст возможность каждому желающему узнать свой уровень грамотности в предпринимательской отрасли и повысить его.