«Идеи – это очень мощное оружие, это мягкая сила. И, мне кажется, сегодня в цивилизации огромный запрос на идеи, на эту энергию. Истощение в части идей грозит истощением во всех других смежных сферах. Идеи – это такие витамины развития, а креативные индустрии и технологии позволяют этим идеям захватывать массы», – сказал Константин Богомолов.
«Мы видим пересечение этих аудиторий – тех, кто занят креативными индустриями, и тех, кто работает с цифровыми продуктами, создает их, внедряет на предприятиях», – отметил гендиректор Российского фонда развития информационных технологий Александр Павлов.
По его словам, сегодня в регионах есть большой запрос на инструменты поддержки и грантовое финансирование продуктов по тематике креативных индустрий. «Как фонд мы еще в прошлом году смотрели ряд проектов форума «Сильные идеи», которые вошли в пул лучших и были представлены Президенту. В этом году мы также рассчитываем, что ряд IT-компаний, которые делают решения для разных сфер жизни, попадут в этот пул и получат поддержку», – сказал Александр Павлов.
Глава Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов подчеркнул, что стартапы в области искусственных технологий, платформенные решения пока занимают не более 2 % от общего количества заявок, которые поступают в фонд. На текущий момент в базе фонда – 150 тысяч проектов. Поддержку получили 7202 проекта на общую сумму 25 миллиардов рублей.
«На первом месте по количеству участников – образовательные проекты, связанные с поиском талантливых людей в разных областях, – от академической музыки до художников, дизайнеров, театральных деятелей, артистов. На втором месте – фестивали, форумы, то есть все, что связано с событиями, мероприятиями, на которых уже есть что показать», – сказал Роман Карманов.
Помимо креативных людей в различных областях, нужны те, кто поможет этим талантам реализоваться, отметили участники дискуссии. Для этого Агентство стратегических инициатив (АСИ) запустило Клуб продюсеров, ближайшая встреча которых пройдет в марте, отметила директор центра по развитию креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде. По ее словам, сегодня в продвижении нуждаются целые отрасли, в том числе игровая разработка, музыкальная индустрия и дизайн.
«Нужно систематизировать технологию российского дизайна, – считает основатель, генеральный директор SmirnovDesign Сергей Смирнов. – Это сложная задача, очень философская, ориентированная на культурологию, на историю, на инженерную школу. Но я думаю, что через десять-двадцать действительно есть шанс, что «российский дизайн» станет таким же устойчивым словосочетанием, как скандинавский дизайн или итальянский».
Для развития и продвижения игровой разработки на глобальных рынках АСИ планирует запустить акселерационную программу по ко-продакшну, чтобы российские разработчики вместе с партнерами из азиатских стран, у которых нет ограничений по экспорту продукции, могли создавать игры для глобальных рынков.
В завершении дискуссии Константин Богомолов отметил, что русская культура, какой бы сферы она ни касалась, – это и «наш культурный код, и многие другие культурные коды, которые мы с легкостью можем воспринять, взять оттуда интересное, заразительное».
«Мы воспитаны на Дюма, я думаю, не меньше, чем французы. Для нас Д'Артаньян – это глубоко родной человек. И от этого нельзя отказываться. Пускай они изолируются от нас, но нам не надо изолироваться: если сосед сделал глупость, это не значит, что нам нужно ее повторять», – сказал Константин Богомолов.