«Российская экономика продолжает расти По предварительной оценке Росстата, в третьем квартале рост ВВП — 5,5% в годовом выражении. В сопоставимых ценах оборот розничной торговли за этот же период увеличился на 11%, — отметил Максим Решетников. — В основе — потребительская активность, которая поддержана растущими объемами производства. Наши компании накопили достаточно компетенций, чтобы заместить продукцию западных коллег и наращивать выпуск собственной продукции. И, конечно, для закрепления за собой освободившихся ниш им необходимо создавать, выводить и защищать собственные бренды, что они и делают».
По данным министра, на сегодняшний день в масштабах всей страны Роспатентом зарегистрировано 860 тыс. товарных знаков. Из них российским компаниям и гражданам принадлежит уже свыше половины — 490 тыс. Причем за последние полтора цифра выросла более чем на треть.
«В 2023 году из общего числа заявок, которые поступили в Роспатент, 85% — от компаний с российской пропиской. Наиболее активно сейчас регистрируются торговые марки одежды и обуви, программного обеспечения, фармацевтики, бытовой химии, парфюмерии и косметики, кондитерских и хлебобулочных изделий, — прокомментировал Максим Решетников. — При этом данные Росаккредитации подтверждают, что рост числа российских товарных знаков сопровождается и ростом производства их в стране. В нынешнем году российских производителей, сертифицировавших свои товары, стало на 2 тыс. больше — плюс 18%».
Глава Минэкономразвития уточнил, что речь идет о продукции легкой промышленности (число ее производителей увеличилось на 80%), товарах для детей и подростков (рост в полтора раза), детских игрушках (плюс 20%), мебели (плюс 30%).
«Для сохранения позитивной динамики правительство расширило перечень инструментов поддержки товарных знаков. С 2023 года возможность зарегистрировать товарный знак есть у любого гражданина — ранее ее имели только компании и индивидуальные предприниматели. А теперь самозанятые, поставляющие продукцию на маркетплейсы, очень активно этим пользуются. За неполные пять месяцев с начала действия закона от самозанятых поступило 5 тыс. заявок, в том числе Роспатент сократил сроки и первые 50 товарных знаков уже зарегистрировал. Четыре месяца идет регистрация, поэтому в ближайшее время мы ждем уже массовой регистрации из тех, кто подал заявки», — рассказал Максим Решетников.
Он добавил, что все большую роль в развитии брендов на территории России будет играть кооперация производителей в регионах. «Для этого по инициативе Совета Федерации было изменено регулирование региональных брендов. Законодательно закрепили новый вид интеллектуальной собственности — географическое указание. Это позволяет производителям однотипной продукции в регионе объединяться и вместе продвигать бренд и защищать товарную марку. Например, «Тульский пряник», «Вологодское кружево», «Оренбургский пуховый платок», «Краснодарский чай», «Дымковская игрушка». Всего на сегодня Роспатент зарегистрировал уже более 320 региональных брендов. Регионы-лидеры — Краснодарский край (27 брендов), Ставропольский край (14), Тульская и Московская области (по 9)», — сообщил министр.