В ближайшее время Минэкономразвития РФ внесет на рассмотрение Правительства проекта новой Стратегии пространственного развития России. Об этом руководитель министерства Максим Решетников сообщил на правительственном часе в Совете Федерации.
«Нацпроекты, госпрограммы, отраслевые стратегии, которые сейчас обновляются, важно увязать с пространственными приоритетами, особенностями территорий. Также важно увязать их между собой на конкретной территории. Синхронизировать планы развития отраслей и регионов, чтобы не было случаев, когда производство построено, а дорога для вывоза продукции — нет, или не хватает электроэнергии», — заявил Решетников.
Он отметил, что необходимо одновременно дать возможности дальше развиваться сильным регионам и дополнительно помочь тем субъектам, которые в этом нуждаются, включая новые территории. Еще одна цель — создать условия для роста населения и устойчивого его расселения по стране. Чтобы развивались и агломерации, и небольшие города, а кадров хватало для развития экономики предложения, экспорта и запуска новых инвестпроектов.
«Реализация стратегии будет происходить в условиях бюджетных ограничений и активной перестройки транспортных потоков, изменения потребности в инфраструктуре. Поэтому безусловным приоритетом должна стать эффективность инвестиций. Это значит, что сначала определяются пространственные приоритеты, а затем на них концентрируются имеющиеся ресурсы», — пояснил министр.
Он уточнил, что выстроить такую работу помогут инструменты стратегии. Первый — приоритетные направления и проекты развития федеральных округов. Для Дальнего Востока это развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего Восточного полигона, железных дорог и портов, снятие ограничений в энергетике, а также промышленная кооперация с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Северо-Западу, оказавшемуся далеко от новых рынков сбыта, нужно помочь переориентировать поставки и адаптировать к этому промышленность. В особенности обеспечить транспортную независимость Калининградской области. Аналогичные задачи стоят по Северному Кавказу, Сибири, крупным агломерациям.
Второй инструмент — формирование опорных населенных пунктов, которые обеспечивают каркас системы расселения страны. Именно в них в первую очередь будут концентрироваться федеральная и региональная поддержка и приниматься решения о строительстве социальных объектов и инфраструктуры.
Третий инструмент — схемы территориального планирования, которые позволяют оценивать эффекты и приоритизировать инфраструктурные проекты с учетом реальных потребностей территорий.