— Среди задач, поставленных президентом России, — увеличить долю туризма в ВВП до 5% к 2030 году. В 2023 году она составляла 2,8%, так же, как и в 2019-м. В развитых странах, которые занимаются в том числе туризмом, этот показатель — от 8% до 11%. Среди чисто туристических государств — до 25%.
Доля туризма в ВВП пополняется внутренним и въездным туризмом. С внутренним все выглядит более оптимистично: он стал локомотивом развития отрасли в рамках национального проекта.
Потенциал внутреннего туризма в России огромен благодаря разнообразию природного и культурного богатства. Динамика, согласно отчетам курирующего вице-премьера Дмитрия Чернышенко, впечатляет: 92 млн поездок за 2024 год, а есть данные — 96 млн. Хотя количество поездок на душу населения пока не дотягивает до хороших показателей в мире. Улучшение инфраструктуры, на чем сфокусирован нацпроект, прежде всего транспортной и гостиничной, особенно в регионах, может значительно стимулировать экономические ресурсы десятков отраслей на местах, экономику в целом.
Увеличить доходы турсферы и внести свой вклад в достижение 5% ВВП должен и въездной туризм. «Цель — нарастить экспорт туруслуг в три раза по сравнению с 2023 годом ($3,6 млрд)», — заявил Дмитрий Чернышенко. Среди целевых показателей — 16 млн иностранных туристов в 2030 году.
Узкие места на этом пути как были, так и остались. «Развитию въездного туризма препятствуют прежде всего сложная транспортная логистика, дороговизна билетов, ограниченные возможности у иностранцев платить в безналичной форме», — прокомментировал директор консульского департамента МИД России Алексей Климов.
По-прежнему ограничителем роста турпотока работает жесткая визовая политика. Здорово, что запустили электронную визу, но ее сделали слишком сложной по сравнению с другими вариантами в мире. В феврале 2024 года МИД взялся проанализировать и довести процедуры до ума. Хотелось бы услышать о результатах.
Среди главных ограничителей на пути увеличения въездного туризма — отсутствие системной программы продвижения турпотенциала России на внешних рынках. В прошлом году было объявлено о ее запуске, а где результаты? Последний раз более или менее серьезную попытку в данном направлении наша страна предприняла лет десять назад. Даже график открытия первой очереди нацтурофисов подготовили и… похоронили.
Ключевой задачей остается создание узнаваемого бренда России как туристического направления. Эта проблема обострилась после пандемии. Новые государства активно включились в борьбу за туристов и их кошельки. Конкуренция обострилась невероятно.
2024 год ознаменовал полное восстановление туриндустрии в мире. Практически все дестинации получили больше туристов, чем до пандемии. Выросли и траты на туруслуги, то есть доходы дестинаций. Прогнозы на 2025 год у большинства экспертов (до 64% опрошенных) радужные.
По географии сильно отличились со знаком «плюс» страны Ближнего Востока, Персидского залива — они приняли на треть больше туристов, чем до пандемии в 2019 году. Государства Европы в целом также преодолели планку-2019, за исключением Центральной и Восточной, где не досчитались 27,5 млн гостей, что связывают с ситуацией вокруг Украины. Однако некоторые удивили: +80% —Албания, +29% — Сербия.
Что особо обрадовало участников рынка, так это доходы туризма. В 2024 году они составили 1,6 трлн долл. — на 4% больше, чем в 2019-м. По мере стабилизации отрасли утряслись усредненные затраты туриста на поездку — 1100 долл. Выдающиеся результаты по динамике доходов показали Кувейт (+232%), Сальвадор (+206%), Саудовская Аравия (+148%), Албания (+136%), Сербия (+98%), Молдова (+86%) и Канада (+70%). Экспорт туризма в мире достиг 1,9 трлн долл.
На этом высоко позитивном глобальном фоне достижение туризмом России 5% ВВП представляется амбициозной, но потенциально реализуемой задачей при грамотном подходе. В условиях геополитической нестабильности и ограничений на международный туризм основная нагрузка для нашей страны ляжет на внутренний туризм, что может замедлить темпы роста.
Абсолютно согласен с мнением корифея российского туризма Сергеем Шпилько: без вложений государства ни в одной стране невозможно значительно развить въездной туризм. Особенно в таких непростых условиях, какие сложились в России. «Наш рынок фактически находится в нокауте из-за последствий пандемии, политической ситуации, санкций, антирекламы России в мире и т.д. Без конкретной финансовой поддержки государства никаким коммерческим организациям этот рынок не раскачать», — уверен авторитетный эксперт.