Что такое креативный туризм и как он связан с инвестициями?
— Два года назад мы с коллегами создали АНО «Центр развития креативного туризма» как центр компетенций для работы с инновациями в проектах, связывающих туризм, творчество и креативные индустрии. Потому что в туристическую сферу, в людей никогда никто масштабно не инвестировал. Во многие секторы (в айти, в образование, в культуру) вкладывали, а вот в людей в туризме — почти нет. И это очень важная зона для внимания и бизнеса, и государства. Сегодня практически все эксперты говорят о дефиците людей, о новых компетенциях, о проблемах подготовки кадров и о неготовности системы образования быстро реагировать на вызовы роста туристического сектора.
Турбизнес многие годы не получал внимания и инвестиций в инновации, и он до сих пор недофинансирован в части вложения в людей. Поэтому наше экспертное сообщество решило, что сейчас ключевые задачи — помощь в создании качественного, конкурентного турпродукта территорий и инвестиции в человеческий капитал. Туристический бизнес находится в условиях изменения «правил игры» и смены модели самого рынка, и нам важно научить их быть устойчивыми, инновационными, уметь работать с упаковкой, с современными идеями и продуктами в логике экономики впечатлений.
Сегодня туризм сталкивается с рядом вызовов, связанных с доступностью, стоимостью и качеством национального турпродукта. Мы живем в эпоху перепроизводства и гипер-персонализации, и турпродукт зависит от множества факторов: развития транспортной системы, регулирования налогообложения, использования новых технологий, международной политики и востребованности внутренних направлений.
За последние годы на рынок вышло много новых регионов, и это создает особые вызовы для управленцев. В условиях высокой конкуренции ключевыми элементами становятся не только инвестиции и сервис, но и использование креативности. Туристам важно получать не просто услугу, а целостный продукт, который включает уникальный контент, погружение в культуру, творчество и новые впечатления.
От туризма впечатлений к трансформационному туризму
— В последние десятилетия основным драйвером развития и инноваций стала «экономика переживаний или впечатлений». Потребителю продают эмоции, впечатления. Мы покупаем мечту, образ жизни, стиль. Высокая скорость изменения ставит запрос на умение в этом жить, и следующим шагом изменений является экономика трансформаций, в которой происходит изменение самого клиента.
Это растущий сегмент, который включает образование, здоровье, психологию, коучинг, религии, консалтинг, фитнес, биотехнологии. При этом в современном мире человек должен быть способным создавать новое, воспринимать новое, жить в новом.
Переход от экономики услуг к экономике впечатлений, а затем к экономике трансформаций потребует пересборки и переупаковки многих продуктов и услуг, изменения многих бизнесов. Соответственно, нужны механизмы адаптации человека к жизни в новых условиях. И технологии креативного туризма, стандарты работы с акцентом на человека в туризме становятся такой социальной практикой, которая будет помогать людям проходить эти изменения комфортным для себя образом.
В ближайшее время вопросы соответствия цены и сервиса, качества содержания продукта станут определяющими в том, куда поедет турист. Регионам недостаточно заниматься только инвестициями — если они хотят создать конкурентоспособную индустрию, то придется работать по всем направлениям. В этом сложность и ответственность за те существенные инвестиции, которые государство дает туризму.
От индустрии услуг к индустрии счастья
— В 2017 году команда Министерства экономического развития России вместе с экспертами подготовила необычно хорошую для того времени стратегию развития туризма до 2030 года, из которой много задач появилось в смежных туризму федеральных проектах, и появился сам национальный проект по туризму. В стратегии была зафиксирована очень важная цель помимо экономических — повышение социальной роли туризма и его доступности для россиян.
Этим вопросом придется серьезно заниматься и в части национальных задач по развитию семейных ценностей, и в части кадровой политики. И здесь ключевым ограничением является отсутствие такого серьезного субъекта, который бы собирал с точки зрения управления все задачи в туризме: и в части экономики, и в части идеологии, и в части роста качества жизни граждан. И еще бы занимался сложной работой по межведомственной синхронизации огромного количества проектов, запущенных в государстве.
Сюда попадают проекты по реновации городской среды, по креативной экономике, по молодежи, по старшему поколению, по поддержке малого и среднего бизнеса, по увеличению экспорта, по развитию опорных пунктов. При грамотной кооперации и синхронизации всех этих проектов можно получить масштабный кумулятивный эффект.
С учетом того, что в последнем сводном докладе про национальные цели России эксперты АНО «Национальные приоритеты» для туризма зафиксировали переход от индустрии услуг к индустрии счастья, нам придется ответить на вопрос управления этим понятием и, возможно, вместо ведомственного управления запустить новый институт работы с заявленной темой. И это тоже вызов для индустрии — нужна работа по проектированию управления данными антропологическими темами по модели государственно-частного партнерства и с более высоким вовлечением регионов. Надеюсь, туристический сектор сможет стать такой точкой сборки и предложит новые решения. Потому что это большой вызов, от ответа на который зависит конкурентоспособность нашей страны.