— Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» важен не только потому, что это современный и эффективный инструмент формирования вертикальной системы для межведомственного, межрегионального взаимодействия. Самое главное — мы находимся на пороге больших изменений в отрасли, которая становится мультипликатором как с точки зрения инфраструктуры, сервиса, гостеприимства, так и с точки зрения консолидации усилий государства, бизнеса, населения.

Идея разработки национального проекта появилась чуть больше двух лет назад — тогда понятие «индустрия гостеприимства» являлось достаточно условным и не было формализовано. Сегодня же мы собрали вокруг себя огромное количество сфер — почти 120.

К сожалению или к счастью, но под влиянием пандемии коронавирусной инфекции в России задумались о том, что нужно развивать внутренний туризм. Только когда закрылись границы и полностью прекратились поездки за рубеж, мы поняли, сколько сфер зависит от туризма. Мы стали думать о том, какой должна быть наша страна, каким должен быть сервис, какой должна быть инфраструктура. И то, что президент, правительство приняли решение о создании нового национального проекта, — не просто прорыв, а новая эпоха.

В отличие, например, от нацпроекта «Здравоохранение», который распространяется на одну конкретную отрасль, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» включает в себя десятки направлений: строительство и модернизацию гостиниц, субсидирование туристических чартеров, грантовую поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение доступности детских культурно-познавательных поездок, подготовку кадров и даже изменение ментальности, отношения к туристу. Речь идет о переходе от клиентоориентированности к гостеориентированности, о переходе к осознанному потреблению, к оптимизации издержек — к тому, что за последние два года мы научились делать, наверное, лучше всего.

Что такое гостеориентированный подход? Если раньше это были деньги в обмен на товар, то теперь — впечатления в обмен на деньги. На смену гостеприимству целой территории приходит гостеприимство отдельно взятого ресторана, отеля, таксиста, гида... То есть гостеприимным должен стать каждый участник индустрии гостеприимства.

Это совершенно другой бизнес — он изменит подход к обслуживанию туристов, изменит саму страну. И не надо нас ни с кем сравнивать: ни с Турцией, ни с Доминиканой, ни с Багамами. Россия уникальна, ее самоценность как крупнейшей в мире территории, где есть все, создает в том числе и экономические предпосылки для того, чтобы туризм имел серьезную долю в ВВП. Национальные парки, реки, озера и т.д. — наследие, заслуживающее особого внимания со стороны миллионов путешественников. Пока же это внимание минимально, поэтому количество средств, которые мы зарабатываем на внутреннем туризме, тоже минимально.

Наш девиз — развиваем туризм и развиваем Россию. Он связан с тем, что появление объекта показа, объекта размещения, точки притяжения и даже сердечка с видом на красивую гору уже формирует определенный туристический поток.

До сих пор министерства и ведомства (Минздрав, Минпрос, Минпром, Ростуризм…), в ведении которых находятся различные аспекты туризма, действовали разрозненно. Из-за этого многие города, принимавшие путешественников, практически не получали от турбизнеса налоговых поступлений. Зато получали массу проблем: с мусором — беда, с водо- и электроснабжением — беда, с нагрузкой на инфраструктуру — беда… И в целом возникали огромные сложности: как с туристическим потоком работать, как его предугадывать, как его считать, каким он должен быть? Где найти отвечающие требованиям отели и рестораны? Как привлечь бизнес и убедить его инвестировать в территорию?..

Предложенные сейчас инструменты как раз и помогут привлечь инвесторов, создать возможности для их полноценной работы. А главное — нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» будет увязан с другими нацпроектами, которые отвечают за образование, здравоохранение, несырьевой экспорт. Сегодня нам понятно, что нужно делать, в том числе в вопросах взаимодействия с бизнесом. Мы приступаем к мастер-планированию территорий, о котором все много слышали, много говорили, но не понимали, что оно собой представляет. Между тем это конкретное действие на конкретной территории, влияющее на конкретную социально-экономическую среду, на жизнь конкретных людей, создающих будущее данной территории.

Очень важный момент — продвижение отечественного турпродукта. Можно «залить деньгами» все СМИ, все интернет-ресурсы, но ожидаемого результата не получится. Он рискует оказаться нулевым или даже отрицательным. Не нужно тратить государственные средства на формирование спроса, особенно в регионах, о которых ничего неизвестно и в которых нет или почти нет инфраструктуры, объектов гостеприимства. Должны быть системные решения: сначала создаем в регионе инфраструктуру, формируем гостеприимство территории и уже потом привлекаем туда туристов.

Здесь возникает еще один вопрос: кто будет обслуживать построенную инфраструктуру? Кто будет работать с путешественниками? Вопрос очень актуальный, если учесть, что к 2030 году количество поездок по России, согласно целевым показателям нацпроекта, увеличится до 140 млн. До пандемии в индустрии гостеприимства были заняты около 2 млн человек, а когда она началась, 30% поменяли сферу деятельности из-за неясности дальнейшей судьбы отрасли. Так или иначе, до 2030 года стоит задача обучить еще 2,5 млн специалистов. Для этого нужны хорошая образовательная база и желание бизнеса инвестировать в нее.

Дополнительная информация о деятельности Общенационального союза индустрии гостеприимства — на сайте www.ocig.ru