По заявлениям чиновников, через две пятилетки в России появятся курорты мирового уровня, страна станет безопасной, доступной и интересной для путешествий не только соотечественников, но и иностранцев. Кроме того, будет сформирована современная несырьевая отрасль экономики с 5 млн новых рабочих мест. Однако, чтобы все планы осуществились, предстоит серьезно потрудиться, решив целый ряд взаимосвязанных вопросов. 

Обеспечить эффект синергии. Выступая 13 июля на совещании по стратегическому развитию и национальным проектам, президент России Владимир Путин заявил, что у внутреннего туризма есть большие резервы, особенно в период закрытых на фоне распространения коронавируса границ. «Если многие страны закрыты до сих пор, нам нужно развивать внутренний туризм — это очевидные вещи», — подчеркнул глава государства, уточнив, что прежде всего надо заниматься инфраструктурой и поддержкой деловой инициативы, «выращивая» новые компании.

Спустя четыре месяца, 16 ноября, на совещании у председателя Правительства РФ Михаила Мишустина вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что «на прошлой неделе президент дал согласие на запуск нового нацпроекта». «Предварительно со всеми заинтересованными государственными и общественными организациями, с рабочей группой Госсовета, с бизнес-сообществом была проведена подготовительная работа и создана правительственная комиссия по развитию туризма. В нее вошли все губернаторы, представители основных бизнесов туристической отрасли», — уточнил Чернышенко.

По его информации, сейчас разрабатывается комплексный план по подготовке и утверждению национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Он включает в себя формы проектного управления, института развития, которые займутся стимулированием спроса на туристический продукт, помощью в создании самого продукта. Также предусмотрено комплексное освоение территорий, включая планирование турпотоков, мастер-планирование, зонирование кластеров, развитие рынков земельных участков, которые будут предоставляться для строительства объектов туриндустрии.

Важной частью плана станет поддержка туристического бизнеса, которая «будет включать в себя и льготные условия для получения кредитов, и субсидирование процентной ставки, и многие другие вещи». «Задача — сохранить прежде всего существующий турбизнес и создать понятные, прозрачные условия для всех участников рынка, особенно в текущих сложных обстоятельствах. После этого — дать возможность привлечь инвестиции в индустрию и подкрепить их необходимыми гарантиями. Принципы государственного-частного партнерства станут основой механизма реализации национального проекта. Это позволит обеспечить эффект синергии, когда на каждый вложенный рубль бюджетных инвестиций будет привлечено не менее 3-4 рублей частных инвестиций. Очень важно сделать все, чтобы можно было запустить мероприятия нацпроекта к грядущему летнему туристическому сезону», — прокомментировал вице-премьер.


Три основных направления. 18 ноября на правительственном часе в Совете Федерации руководитель Ростуризма Зарина Догузова отметила, что задачи, которые призван решить национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», укладываются в три основных направления. По каждому из них предлагается сформировать отдельный федеральный проект со своими инструментами.

Первое направление касается развития туристической инфраструктуры и качественных турпродуктов. Среди инструментов — разработка комплексных мастер-планов территорий, позволяющих раскрыть потенциал каждого региона, субсидирование регионов в части формирования законченных привлекательных центров городов и создания курортной среды. В списке мер — предоставление доступных кредитов бизнесу и инвесторам на строительство и реконструкцию гостиниц и санаторно-курортных комплексов, оказание грантовой поддержки для открытия некапитальных модульных гостиниц, кемпингов, автокемпингов, брендовых маршрутов, обустройство пляжей.

Второе направление предусматривает повышение доступности внутренних туристических направлений и информированности россиян о них. В рамках федерального проекта запланировано снижение стоимости поездок и туров. Речь идет о программах наподобие возврата кешбэка, субсидирования чартеров по внутренним рейсам. Также предстоит сделать системным продвижение на отечественном и зарубежном рынках туристического потенциала России. В связи с этим запланировано проведение совместных с регионами маркетинговых кампаний. Большой блок работ связан с цифровизацией туризма в части создания удобных цифровых платформ и сервисов для быстрого и удобного планирования путешествий по стране.

Третье направление включает повышение эффективности управления туристической отраслью. Предусматриваются финансирование подготовки кадров, совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка нового федерального отраслевого закона.

«Инструменты всех трех федеральных проектов абсолютно универсальны и позволяют развивать любой регион и практически любой вид туризма, — выразила уверенность Зарина Догузова. — Национальный проект должен дать возможность людям доступно, комфортно и безопасно путешествовать по России, с удовольствием открывать для себя природные и культурные богатства страны».

Глава Ростуризма рассчитывает, что нацпроект будет утвержден в первом полугодии 2021 года. «Большая часть работы выполнена, остается формальная часть», — отметила она.


Новая национальная идея. Представители туристической сферы позитивно восприняли идею принятия специального нацпроекта, но назвали ряд факторов, обязательных для успешной его реализации.

«Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма тоже была по-своему хорошей, но она действовала по принципу «Всем сестрам по серьгам». Национальный проект в нынешних условиях — правильный шаг, — высказала мнение исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. — 2020 год стал для отрасли идеальным штормом: привнес в нее и фактическое закрытие зарубежных направлений, и бурный рост внутреннего рынка буквально за месяц, когда еще в мае открытие летнего сезона в стране могло не состояться. Все это потребовало регулярных решений правительства в отношении турбизнеса, чего никогда прежде не случалось. Однако при реализации нацпроекта категорически неправильно исходить из принципа «Дайте как можно больше денег, мы уж найдем, как их потратить». Сначала надо посчитать, особенно в нынешних экономических условиях, куда вкладывать».

По мнению независимого эксперта Татьяны Сажаевой, впервые за всю историю развитие туризма он воспринимается как национальная задача. «Реализацией нацпроекта нужно заниматься серьезно, системно и скоординированно. Возможно, он даст толчок к объединению усилий регионов, пересмотру с учетом новых реалий региональных программ, выработке точечных стратегий, системному подходу к инфраструктурным объектам», — рассуждает Сажаева.

Эксперт Общероссийского народного фронта, журналист Денис Полунчуков обращает внимание на то, что дороговизна путешествий, низкий сервис и неразвитая инфраструктура в регионах — основные причины, сдерживающие развитие туризма внутри страны. «Национальный проект послужит огромным толчком к строительству новых объектов — гостиниц, ресторанов, кемпингов, к проработке новых маршрутов. Поэтому крайне важна поддержка малого и среднего бизнеса, — уверен Полунчуков. — Необходима четкая стратегия развития туризма в масштабах страны: формирование единого бренда, создание интересных путеводителей, размещение информационных стоек в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автостанциях. Отдельный акцент стоит сделать на поддержке проектов, в которых будет ярко выражен национальный колорит. Красивая страна, замечательная природа, богатая история — нужно сделать так, чтобы путешествовать по России стало не только доступно, комфортно, но и престижно». 

 |