Представители турбизнеса, а также ведущие эксперты профессиональных общественных объединений на постоянной основе принимают активное участие в разработке и формировании предложений об изменении действующего законодательства, направленных на совершенствование деятельности турбизнеса.
В связи с внесением законопроекта № 918087-8, предлагающего изменения в определение понятия «туристский продукт» ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также поправок к законопроекту № 587614-8 сообщаем, что указанные инициативы ранее неоднократно рассматривались турсообществом, в том числе на площадках Комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты РФ, Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ», Национального союза профессионалов туриндустрии, Альянса туристических агентств, других общественных объединений турбизнеса, включая региональные, где с учетом негативных последствий для бизнеса, снижения уровня защищенности потребителя и значительного повышения стоимости турпродукта получили отрицательное заключение.
Многократное изменение подходов к определению базовых понятий туристской деятельности не способствует обеспечению правовой определенности и предсказуемости регулирования. Подобная практика не учитывает сложившиеся тенденции, накопленный опыт и устоявшиеся подходы профессионального сообщества, что негативно сказывается на стабильности правового регулирования отрасли.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 132 туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
На сегодняшний день предлагаются следующие изменения понятия туристского продукта: «Туристский продукт — комплекс услуг, предоставляемых за общую цену (независимо от набора услуг, включаемых в общую цену) по договору о реализации туристского продукта, формируемый туроператором с учетом особенностей, установленных настоящим федеральным законом».
В дополненной статье 9.1 ФЗ № 132 предусматривается раздельное толкование понятия «туристский продукт» применительно к выездному и внутреннему, въездному туризму.
Представители туроператорского сообщества не поддерживают указанного разделения и настаивают на необходимости сохранения действующей редакции понятия «туристский продукт» в ФЗ № 132, о чем в очередной раз было заявлено 21 мая 2025 года в рамках расширенного заседания Наблюдательного совета Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» при участии представителей профессиональных общественных объединений.
Более того, внесение изменений через поправки радикально меняет концепцию отраслевого закона, так как предлагаемое определение основополагающего, базового понятия в туристской индустрии является абсолютно недопустимым. Настаивая на доработке проекта с учетом мнения участников рынка, турсообщество предлагает сосредоточиться на совершенствовании регулирования перевозки, а не на изменении понятия «туристского продукта» в целом.
Совместное заключение с указанием основных проблем и возможных последствий принятия данного законопроекта: заключение на законопроект № 918087-8 и поправку № 587614-8.
Заключение направлено в адрес Министерства экономического развития РФ, Правительства РФ и Комитета Государственной Думы РФ по туризму и туристической инфраструктуры.
ИСТОЧНИК: Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ».