Без сюрпризов. По предварительным данным, в лидерах курортных интересов нынешнего лета среди туристов вновь оказался Сочи: его посетили не менее 2,5 млн человек (а в пляжный сезон с июня по октябрь включительно — до 8,5 млн). В прошлом году цифра была чуть выше, впрочем, и сезон начинался раньше.

По оценкам экспертов, закрепились и ранее намечавшиеся тренды — рост спроса на высокий класс комфорта, запрос на отели «все включено» и при этом на здоровый отдых, спорт и восстановительные программы. По информации, озвучиваемой отельерами и туроператорами в открытых источниках, примерно 20% гостей — те, кто ранее предпочитал проводить знойные дни за пределами России.

Большую популярность подтверждает курорт «Роза Хутор». По экспертной версии премии Ski Business Awards 2020, он признается самым посещаемым курортом РФ, причем уже второй год подряд. Летом этого года, когда горнолыжный интерес еще не назрел, а вот пешие прогулки по экотропам и живописным склонам находятся в авангарде, «Розу Хутор» посетило около 800 тыс. туристов.

Как и прежде, повышенное внимание круглый год привлекает микрорайон и бальнеологический курорт Сочи — Мацеста. Он известен своими сероводородными источниками и стабильно входит в десятку популярных оздоровительных бальнеологических курортов страны. Что еще чаще всего посещают в городе-курорте и прилегающих к нему территорий? Конечно же, Сочи Парк, который обзавелся статусом лучшего парка развлечений в России, и экстремальный Skypark, получивший краевую награду в номинации «Лучший объект туристского показа».

В зимнее время, если не вмешаются пандемические ограничения, турпоток, по прогнозам, не ослабеет. Тот же «Роза Хутор» начнет, например, традиционно принимать любителей покататься по заснеженным трассам. Причем среди главных отличий сезона-2020 обещают сформированную общую турзону с единым ски-пассом: она объединит курорты «Газпром», «Роза Хутор», «Красная Поляна», а также Сочинский национальный парк, Кавказский природный заповедник и Skypark. Прогнозируют и еще несколько предложений: открытие круглогодичного панорамного инфинити-бассейна (безбортного, переливного) в «Красной Поляне», парк волшебных иллюминаций и новые подъемники для горнолыжников и сноубордистов.

Помимо Сочи особой популярностью в нынешнем году среди городов Краснодарского края пользовались Краснодар с его, пожалуй, самым мощным по исполнению объектом — парком Галицкого, песчанопляжная Анапа и особо динамично развивающийся в последние годы Геленджик.

В своем недавнем выступлении глава региона Вениамин Кондратьев отметил: «Даже при полном открытии зарубежных направлений мы прогнозируем, что популярность внутреннего туризма будет расти, в том числе благодаря федеральной программе туристического кешбэка. Для жителей это хорошая возможность сократить расходы на отдых, а для представителей отрасли — привлечь новых туристов».


Живописный автопробег. Крым в прошлом году вошел в тройку самых популярных направлений у туристов, уступив лишь Краснодарскому краю и Московской области. В летний период 2020 года республика опять подтвердила свою популярность и, похоже, даже вышла на новый уровень притяжения со стороны туристов. По крайней мере если в 2019 году Крым посетили 7,5 млн человек, то в 2020-м только в течение летних месяцев около 4,5 млн. По оценке главы Крыма Сергея Аксенова, всего за два месяца (июль-август) регион принял такое же количество гостей, как было при Советском Союзе, когда Крым гордо нес флаг всесоюзной здравницы. В десятку самых популярных городов для отдыха предсказуемо вошли Ялта, Феодосия, Евпатория, Алушта, Севастополь, Судак, Алупка, Симферополь, Саки и Оленевка.

Интересно, что автотуризм, который и ранее был весьма характерен для Крыма, в нынешнем году нарастил объемы: только в августе доля посетивших полуостров на автомобилях (приехавших по Крымскому мосту) составила свыше 70% от всего турпотока. «В этом году в Крыму автотуризм стал особенно популярен. Полуостров многогранен, и поездка на автомобиле позволяет увидеть и удивительные природные красоты — Белую скалу, Розовое озеро и многочисленные пещерные города, посетить уникальные крымские дворцы, и насладиться гастрономией региона и побывать в винных хозяйствах», — приводит РИА «Новости» слова министра курортов и туризма РК Вадима Волченко.

Осенью республика привлекает экскурсионными турами. Среди крупных магнитов — Южный берег Крыма с его дворцовой тройкой: Ливадийским, Воронцовским и Массандровским. А еще набирает популярность винный туризм: отрасль виноградарства и виноделия наращивается и, соответственно, выводит на рынок новые предложения, в том числе в части аграрного туризма.

Новый стимул. Озеро Байкал, самое глубокое озеро на планете, объект из списка Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, традиционно вызывает интерес у туристов со всего мира. Раньше преимущественно попадали сюда через Иркутскую область, и до пандемии каждый год турпоток в регион показывал рост не менее чем на 3%. Только в 2019 году Иркутскую область посетили 1,8 млн человек. По данным сервиса поездок и путешествий Туту.ру, Байкал и в 2020-м стал одним из востребованных турнаправлений. Однако чартерных перелетов до Иркутска не было, только индивидуальные из Москвы. А вот чартеры до Улан-Удэ, столицы Бурятии, напротив, наладили. Тем самым у туристов возросла возможность открывать для себя Байкал с другой, бурятской, стороны.

«Это успешный пример синергии между бизнесом, властями федеральными и региональными. Нынешним летом мы организовали чартерные рейсы на Байкал с перелетом из Москвы в Улан-Удэ со стоимостью полноценного 9-дневного туристического пакета от 30 тысяч рублей с экскурсионной программой и отдыхом на побережье Байкала. А ранее столько стоил лишь перелет. По итогам заездов измеряли индекс потребительской лояльности, и Бурятия получила 74%, притом что региональный бечмаркинг порядка 40% уже считается хорошо. Мы выполнили всю запланированную программу и, отработав механизм, сейчас значительно расширяем маршрутную сетку», — говорит гендиректор «TUI Россия» Тарас Демура.

Впрочем, не только самой известной природной жемчужиной интересно данное туристическое направление. В самом Улан-Удэ, например, находится более 200 объектов культурно-исторического наследия с архитектурой преимущественно XIX века. А еще есть этнографический музей народов Забайкалья — крупнейший в нашей стране музей под открытым небом, Иволгинское (гуннское) городище и Иволгинский дацан, Тункинская долина с термальными источниками и т.д. Кухня тоже придется по вкусу многим, особенно мясоедам: буузы, наваристый бухлер…


Береги природу. По данным Росприроднадзора, примерно 13% территории нашей страны — площади особо охраняемых природных территорий. Не развивать такое направление, как экотуризм, было бы по меньшей мере странно. На ноябрьском заседании Общественной палаты РФ президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев отметил: «Конкурентоспособность отечественного турпродукта формируется за счет раскрытия потенциала туристских ресурсов, среди которых главными являются объекты природного наследия».

Безусловно, процесс этот небыстрый: придется решать множество вопросов с вовлечением природных территорий в сферу туризма и рекреации, проводить нормативное регулирование и т.п. Однако уже сейчас о развитии экологического туризма стали не просто говорить, но и проводить реальные проекты в практику. Так, нынешним летом Агентство стратегических инициатив объявило финалистов конкурса на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России. Это 34 проекта из 30 регионов семи федеральных округов. Кроме того, Ростуризм запустил грантовую поддержку на развитие сети экотроп. Одним из победителей конкурса, который получит 3 млн рублей, стал курорт «Красная Поляна» со своим экопроектом, и следующей весной он начнет его реализовывать на территории Сочинского национального парка.

В общей сложности в России насчитывается порядка 2400 км экологических троп. Структурное увязывание и налаживание этой системы позволит не только расширить возможности внутреннего туризма, но и вовлечь гостей из-за рубежа. Андрей Игнатьев отмечает, что примерно 75% клиентов из числа иностранных туристов на вопрос «Какие объекты природы вы хотели бы посетить?» отвечают, что готовы ехать на те объекты культурного и природного наследия, которые соблюдают экологические стандарты.

А директор курорта «Красная Поляна» Андрей Круковский обращает внимание на то, что прогулки по экотропам — отличный способ провести цифровой детокс на природе. «Курорт стремится не только вовлечь в здоровый образ жизни большее число людей, но и просвещать гостей через впечатления. Это часть нашей стратегии устойчивого развития курорта. Мы хотим передать наши ценности: вдохновить людей бережно относиться к природе и сохранять историко-культурное наследие Красной Поляны».

Индустриальная мощь. Возможности любого субъекта РФ уникальны с точки зрения перспектив развития разных направлений туризма. Но, как заметил на форуме АСИ «Сильные идеи для нового времени» генеральный директор «Профи Трэвел» Алексей Венгин, каждому региону необходимо сформировать свою идентичность, создав по три-пять якорных маршрутов, предложений и сосредоточив на них максимум ресурсов. Это позволит «не размывать» регион с точки зрения туристического восприятия, создать правильную навигацию для гостей с разными потребностями и запросами.

Такие примеры есть. В кейсе средоточения Тюменской области — три составляющие: Сибирь, термальные источники и нефть. Безусловно, не забыты ни семья Романовых, ни Распутин... Как результат — в 2019 году турпоток в регион по сравнению с 2018-м увеличился на 20% и составил 3,3 млн человек. Прирост иностранных туристов — около 40%. В нынешнем году Тюменская область тоже находится в зоне особого интереса: заняла шестое место в рейтинге субъектов РФ по бронированию мест в отелях, уступив лишь Санкт-Петербургу, Крыму, Москве, Краснодарскому и Алтайскому краям.

Есть в Тюменской области место и эко- и бальнеологическому отдыху, и экскурсионной программе императорского размаха, и довольно редкому промышленному туризму. Из последнего — можно отправиться на экскурсию на современнейшую площадку нефтехимического гиганта «Сибур Тобольск» с арт-объектами предприятий — резервуарами, на которых изображены представители флоры и фауны тобольских лесов; посмотреть на настоящую буровую установку на учебном полигоне Тобольского индустриального университета и даже попробовать уху с рыбой и... нефтью (высокой очистки, разумеется).

Эксклюзивные предложения в сегменте промышленного туризма предлагают еще несколько регионов России. Например, Нижегородская область (в частности, город Выкса) с ее металлургическими возможностями. Или Вологодская область. Она чаще ассоциируется с памятниками архитектуры и вотчиной Деда Мороза в Великом Устюге. Но проекты во взаимодействии с крупными промышленными компаниями открывают туристу регион по-новому.

«Промышленный туризм — особая ниша, которая в стране не занята. Есть, конечно, свои особенности по организации, по вложениям: техника безопасности, спецодежда и так далее. Мы разрабатываем и продвигаем промышленный туризм с помощью бизнеса и регионального бюджета. Но было бы хорошо для поддержки малых предприятий, народных промыслов предусмотреть федеральные гранты», — рассказывает губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

В рамках проекта, реализуемого на предприятии «Северсталь», помимо интерактивного музея промышленности доступно посещение самого крупного широкополосного стана горячей прокатки стали на всем, пожалуй, европейском пространстве. В итоге буквально за пару лет количество туристов в Череповец выросло более чем в 2,5 раза. Еще гости посещают «Русагро» и его интерактивный музей «Зеленая планета», смотрят, как производится минеральное удобрение, и оценивают его влияние на почву. И куда же без вологодского масла — технологии производства и дегустационный зал теперь тоже открыты для посетителей на базе АО «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Н. В. Верещагина.

Сегодня 27 предприятий в 13 муниципалитетах области проводят экскурсии промышленного характера. Кроме того, 13 музеев перепрофилированы под продвижение знаменитых брендов региона под торговой маркой «Настоящий вологодский продукт». 

 |