Центральное место в нем занимают горнолыжные курорты с сопутствующей инфраструктурой. Благодаря строительству современных транспортных, инженерных, гостиничных, досуговых объектов на карте страны появилась еще одна локация для качественного отдыха, а на самом Кавказе зародилась новая отрасль экономики. 

В пятерке наиболее востребованных курортов России. Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Архыз», расположенный в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии, изначально был включен в первую очередь Северо-Кавказского туристического кластера, поскольку еще на старте проекта рассматривался как один из самых крупных и перспективных курортов. В его судьбе участвовали и участвуют не только региональные власти и окружные институты развития, но и очень серьезный бизнес-игрок — группа «Синара», которая в 2007 году на условиях государственно-частного партнерства приступила к строительству на территории туристической деревни Романтик горнолыжных трасс, канатных дорог и гостиниц.

«Совместными усилиями мы добились значимого результата — «Архыз» уверенно входит в пятерку самых востребованных курортов России. Он работает круглый год. Зимой сюда приезжают любители горнолыжного спорта, а летом — сотни тысяч туристов», — комментирует генеральный директор «Синары» Михаил Ходоровский.

Сегодня инфраструктура «Архыза» насчитывает более 140 объектов, включая 25,5 км горнолыжных трасс, 6 подъемников, системы искусственного снегообразования.

В течение горнолыжного сезона 2020/2021 с 28 ноября по 25 апреля курорт посетили около 600 тыс. человек — на 67% больше, чем за предыдущий сезон. Только на канатных дорогах за зиму проехали свыше 470 тыс. гостей, что стало рекордом за восемь лет работы площадки.

«Архыз» демонстрирует устойчивый рост турпотока с момента открытия. Средний прирост посетителей от года к году — более 20%. Убежден, что рекордное число гостей нынешней зимой — это не столько результат закрытых границ, сколько закономерный рост популярности нашего курорта в горнолыжном сообществе. Современная инфраструктура, интересные трассы, уникальная природа — вот то, что привлекает сюда людей», — уверен генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Хасан Тимижев.

По оценке экс-первого заместителя министра экономического развития России Михаила Бабича, «Архыз»  — один из самых динамично развивающихся курортов страны, и именно у него самый высокий потенциал развития. «Сегодня из пяти туристических деревень, находящихся в «Архызе» согласно мастер-плану, развиваются только две — Романтик и Лунная Поляна. Три остальные деревни пока находятся на стадии планировки. Сейчас мы видим здесь 25 км горнолыжных трасс, а при полной реализации проекта предполагается оборудовать более 100 км», — сообщил Бабич после посещения «Архыза» в декабре прошлого года.

Развитие ВТРК «Архыз» имеет и важный социально-экономический эффект. На территории одноименной особой экономической зоны зарегистрировано более 30 резидентов, которые уже инвестировали в строительство объектов коммерческой инфраструктуры 1,75 млрд рублей, создали 675 постоянных рабочих мест и перечислили 145 млн рублей налогов. «Развитие туризма в свою очередь является мультипликатором для развития малого и среднего предпринимательства: открываются гостиницы, точки общественного питания, предприятия сферы услуг, в которых заняты сотни человек», — отмечает глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов.

Самая популярная площадка у иностранных альпинистов. Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Эльбрус», находящийся в Кабардино-Балкарии, также входит в первую очередь туркластера Северного Кавказа. «Эльбрус» — уникальный курорт, самый популярный среди международных туристов, путешественников, альпинистов. Важно раскрыть его потенциал, а для этого — развивать инфраструктуру, привлекать инвестиции, чтобы легендарный бренд не только соответствовал ожиданиям гостей, но и предвосхищал их», — заявил Михаил Бабич.

Сейчас на «Эльбрусе» — 17 км трасс, но это далеко не предел. Разрабатываемая программа развития курорта до 2025 года предполагает строительство четырех канатных дорог общей протяженностью 4 207 метров и 11 горнолыжных трасс протяженностью 11 311 метров.

Одна из канатных дорог позволит туристам подняться почти до высшей точки Европы: она пройдет выше станции «Гара-Баши» до «Приюта-11» и достигнет отметки более 4 000 метров над уровнем моря. Две другие канатки разгрузят третью очередь самого высокогорного подъемника в России — от станции «Мир» до станции «Гара-Баши». Они будут доставлять лыжников и сноубордистов к трассам на высоте 3 515 метров над уровнем моря. Кресельная дорога протяженностью 200 метров сможет провозить до 2 000, а гондольная дорога длиной 840 метров — до 2 400 пассажиров в час.

Минэкономразвития России совместно с Правительством Кабардино-Балкарии внесло в Правительство РФ предложения о дальнейшем развитии ВТРК «Эльбрус». Они поддержаны, и уже на 2021-2023 годы на развитие курорта запланировано около 7 млрд рублей. Общая потребность в финансировании в рамках второго этапа перспективного плана (2020-2023 годы)  составит порядка 10 млрд рублей, из которых 6,8 млрд предусмотрено федеральной адресной инвестиционной программой.

«Сегодня, когда в России очень активно развивается внутренний туризм, нужно правильно расставить приоритеты, связанные с созданием в Приэльбрусье инвестиционно привлекательной среды. Важно, чтобы она соответствовала тем проектам, которые планируется реализовать на территории курорта, тому уровню, который мы хотим задать. В первую очередь необходимо обеспечить качественную инфраструктуру: дороги, водоснабжение и водоотведение, электрификацию, благоустройство — систему, которая выведет ВТРК «Эльбрус» на новый уровень», — высказал мнение глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков.

Скепсис, сменившийся оптимизмом. В апреле 2014 года компания «Ведучи» получила сертификат, подтверждающий присвоение ей статуса резидента особой экономической зоны с одноименным названием в Итум-Калинском районе Чечни. Вскоре на территории ОЭЗ началось строительство всесезонного туристско-рекреационного комплекса, названного одним из приоритетных в рамках туркластера Северного Кавказа.

ВТРК «Ведучи» возводится в 78 км от Грозного, в долине реки Хачарой-Экх. Под него выделено 1 118 га, но в перспективе площадь может быть увеличена до 1 500 га. Перед стартом проекта его инициатор, известный бизнесмен Руслан Байсаров заявил, что намерен потратить 3,6 млрд рублей собственных средств, а также привлечь 8,4 млрд в виде кредита Внешэкономбанка и получить 6,6 млрд по линии госфинансирования через ОАО «Курорты Северного Кавказа», итого — 18,6 млрд рублей. Однако несколько лет спустя стала фигурировать гораздо большая сумма — 53 млрд.

Торжественное открытие «Ведучи» состоялось в конце января 2018 года. В рамках нулевого этапа на курорте были построены четырехместная кресельная канатная дорога протяженностью 850 метров и пропускной способностью 1 200 человек в час, горнолыжная трасса «синей» категории сложности длиной около 1 км с системой искусственного снегообразования, детский парк с конвейерным подъемником, сервис-центр активных видов отдыха, автомобильная дорога с паркингом на 234 машино-места.

«Я был среди сомневающихся и считал, что построить такой курорт невозможно. Но три года назад судьба привела меня в уникальное, красивейшее место, и я понял, что потенциал здесь очень большой», — признался тогдашний министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.


В конце декабря 2019 года на ВТРК «Ведучи» была запущена самая длинная в мире искусственная трасса протяженностью около 1 км, повторяющая характеристики зимних горнолыжных трасс и подходящая как для начинающих, так и для опытных катающихся. «Это очень важное для нас событие. Такой трассы нет больше нигде», — делился министр ЧР по туризму Муслим Байтазиев.

Всего на курорте предусмотрено создание 17 горнолыжных трасс различной степени сложности общей протяженностью 16,5 км, трех зон внетрассового катания и семи канатных дорог. Строительство комплекса должно завершиться к 2025 году. Ожидается, что ежегодный турпоток сюда составит 180 тыс. человек, а прирост ВРП республики — 0,6%, или 1 млрд рублей.

«Я уверен, что «Ведучи» станет популярным среди жителей Чечни, регионов России и зарубежных стран. Даже самые опытные лыжники будут довольны отдыхом на нашем курорте», — заявил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Второй заход. Идею строительства в Алагирском районе всесезонного горнолыжного курорта «Мамисон» власти Северной Осетии начали продвигать с 2006 года. В октябре 2010-го постановлением правительства России в республике была создана туристско-рекреационная особая экономическая зона. Однако за три последующих года в ней не появилось ни одного резидента, и в 2016-м Москва досрочно прекратила существование ОЭЗ.

Несмотря на это, в 2019 году руководство региона направило заявку на воссоздание зоны и нашло поддержку у тогдашнего премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который сообщил, что принято решение о дофинансировании строительства «Мамисона» в 2019-2020 годах. Из федерального бюджета было выделено 100 млн рублей на разработку проектно-сметной документации объектов инфраструктуры туркомплекса и 1,6 млрд — на создание полноценного ГЧП. «Надеюсь, это принесет результат и мы получим хороший туристический объект для горного отдыха на территории страны», — заметил Медведев.

По информации Агентства развития Северной Осетии, с момента остановки работ кардинальным образом поменялось видение того, каким должен быть «Мамисон». Поначалу его строили с расчетом на прием единовременно 28 тыс. туристов, что вызывало скепсис многих экспертов, но сейчас на курорте планируется создать 3,5 тыс. койко-мест и обеспечить возможность пребывания до 2 тыс. туристов одного дня.

Как рассказали в министерстве экономического развития республики, на реализацию проекта требуется 15,6 млрд рублей, из них государственные капиталовложения составят 6,4 млрд, средства частных компаний — 9,2 млрд. До 2016 года были построены большая часть автомобильной дороги к курорту, электроподстанция и две высоковольтные ЛЭП, водопровод. Теперь намечается закончить строительство автодороги, возвести сети водоснабжения и водоотведения, наладить устойчивую подачу газа и электроэнергии, создать горнолыжную инфраструктуру, включая канатные дороги.

Согласно прогнозу АО «Курорты Северного Кавказа», первых гостей «Мамисон» сможет принять уже через три года. Планируется, что в зимнем сезоне 2023/2024 на курорте будут работать 14 трасс общей протяженностью почти 20 км и два подъемника. Кататься здесь можно будет с декабря по апрель, а ледник Зарамаг на высоте более 4 000 метров продлит сезон до мая. Интерес к проекту уже проявили три потенциальных резидента, готовых инвестировать в строительство 1 600 мест размещения 9,7 млрд рублей.

«В перспективе «Мамисон» способен стать альтернативой грузинскому курорту «Гудаури». Оба находятся в одной климатической зоне и на одинаковом расстоянии от аэропорта Владикавказ. При этом нашим горнолыжникам не придется пересекать российско-грузинскую границу, часами стоять в очереди в пиковые дни сезона и в непогоду, а стоимость отдыха не будет зависеть от колебания валют», — пообещал Хасан Тимижев.