Предопределены ключевые задачи инновационного развития и на основе положений концепции разработана Стратегия инновационного развития, созданы институты развития, миссия которых — создание благоприятного инвестиционного климата для МСП. Для реализации этой цели институты развития наделены необходимыми финансовыми бюджетами. Одновременно государством внедрены условия поддержки инвестпроектов, актуальных в перспективе, с высоким уровнем мультипликативного эффекта. В этой политике предусматривается льготное кредитование, субсидии в платежи процентов по кредитам и займам, субсидии в инвестиции, компенсация сырьевых затрат и затрат на инфраструктуру.
Реализация данной политики проходит с вовлечением в процесс банков, фондов и других инвестиционных организаций. Более того, в направлении повышения инновационной активности государством стимулируется и кластерная политика. Кластерный подход также поддерживает концентрацию различных мероприятий вокруг одной приоритетной промышленности. Мероприятия и проекты могут интегрироваться на уровне отдельных кластерных программ.
Однако, к большому сожалению, реализация вышеуказанной политики в реальном секторе экономики происходит низкими темпами, особенно в части конкретных мер, способных ускорить технологическое развитие страны. Проблема усугублена еще и тем, что крупные компании сегодня полностью не реализуют потенциал инновационного развития, теряя конкурентные позиции, что приводит к потере конкурентных позиций государства в целом. При этом низкая инновационная активность приводит к отсутствию в компаниях компетенций, необходимых для внедрения высоких технологий в экономику государства.
Параллельно с этим следует отметить, что субъекты МСП, которые должны быть вовлечены в инновационное развитие России, в большинстве своем находятся в условиях жесткого стартового кризиса. В условиях евроатлантических санкций, направленных против РФ, перечисленные проблемы вышли на уровень, когда для их решения нужны более эффективные рычаги по созданию благоприятных инвестиционных условий для субъектов МСП.
Исходя из этого, ООО «Центр поддержки малого и среднего бизнеса» выходит с инициативой консолидации институтов развития и региональных министерств экономического развития при поддержке федерального центра в направлении разработки плана мероприятий с его последующим внедрением в «политику отбора инвестиционных проектов» для их финансирования в рамках действующих на территории РФ программ. Это становится жизненно необходимым и по той причине, что руководство страны меняет вектор экономического развития. Корректируется и политика технологического развития (в мае утверждена Концепция технологического развития-2030). И если субъекты МСП могут успешно влиться в процесс, то только в случае их нахождения у его истоков. Наиболее острыми проблемами, негативно отражающимися на состоятельности субъектов МСП при подготовке пакета документов для представления в институт развития и/или кредитующий банк, являются следующие.
1. Банки отказываются от проектного финансирования, финансируют только действующие компании. Между тем практически все эти компании созданы для реализации инвестиционного проекта и не имеют текущую производственно-коммерческую деятельность. При этом следует учесть, что в кредитном портфеле банков имеется такой продукт, как проектное финансирование, когда заемщик осуществляет платежи процентов и возврат основного долга с проектных доходов.
2. Институты развития и банки допускают 20%-е имущественное участие инициатора в проекте, но только в виде активов, приобретенных не ранее чем за 12 месяцев до подачи заявки на финансирование и имеющих платежные документы на сумму, адекватную их заявленной стоимости. Но и в мире, и в России действует практика передачи активов на основе правоустанавливающих документов и оценки их рыночной стоимости. Более того, эти объекты приобретались на разных условиях оплаты, включая задолженности по зарплате, другие виды платежей.
Важно отметить, что президент РФ Владимир Путин еще в октябре 2021 года обратился с поручениями к главам регионов о представлении предложений комплексного развития, проработав вопрос вовлечения в активное использование территорий, на которых расположены промышленные объекты, не используемые по целевому назначению. При этом руководитель государства подчеркивает тот факт, что доля МСП в ВВП страны всего 21% против среднемирового 51%. Важно изменить эту пропорцию и достигнуть в короткие сроки увеличения цифры до среднемирового значения. Иными словами, президент поручает регионам включать все активы в инвестиционное развитие для создания условий повышения эффективности. Решение столь глобальных задач видится в консолидации общественных организаций и региональных отраслевых министерств в разработке действенных мер с их внедрением в инновационную политику.
Для регионов Северного Кавказа это подготовка форума, который поставит задачи перед субъектами МСП и приведет к выработке конструктивных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в округе с обеспечением высоких темпов инновационного развития и субъектов МСП, и государства в целом. Ситуация, которая сложилась в стране и СКФО в частности, подсказывает нам, что субъекты МСП должны поставить перед АО «Кавказ.РФ» вопрос проведения форума с привлечением АО «Федеральная корпорация развития МСП» и ООО МСП «Опора России».
Инвестиционное развитие — полоса со встречным движением, то есть требуется активное участие бизнеса в инновационном процессе, интеллектуальное его присутствие в разработке мероприятий, направленных на снижение финансовых рисков. На протяжении последних трех лет ООО «Центр поддержки малого и среднего бизнеса» занимается данным вопросом. Выработана тактическая схема достижения этой цели, то есть исключения финансовых рисков из практики реализации инвестиционных проектов. Если кратко, то это критериальный анализ проекта, который заключается в совокупности практики сравнения доходности с количественными проявлениями финансовых рисков, выявлении критериев и факторов, направленных на изучение уровня господдержки, наличия мультипликативного и синергического эффектов и вытекающего отсюда уровня реализуемости проекта.
Сегодня необходимо выработать план мероприятий, направленных на участие субъектов МСП в реальном снижении финансовых рисков инвестиционных проектов и создание благоприятных условий для получения финансовой поддержки. Однако субъекты МСП должны не только требовать поддержку государства и институтов развития, но и сами активно участвовать в работе по повышению эффективности инвестиционной политики.
Текст: Ибрагим Гайсумов, генеральный директор ООО «Центр поддержки малого и среднего бизнеса», заместитель председателя совета по инвестициям при главе Чеченской Республики, эксперт Агентства стратегических инициатив