На ваш взгляд, в чем важность креативной экономики и почему ее нужно развивать?

Креативные индустрии в мире растут в два-три раза быстрее традиционных секторов экономики, сравниться с ними по темпу роста может только IT. Россия в этом смысле не исключение и двигается в направлении увеличения несырьевой доли ВВП. По данным Росстата на 2023 год, вклад креативных индустрий в ВВП страны составляет около 3%, АСИ оценивало долю в 4,7%, а Высшая школа экономики — в 2,5% (в среднем в мире — 3%). Тут нет противоречия: по разной методологии в периметр креативной экономики входят от 12 до 16 индустрий, и одна из наших целей сейчас — утвердить единую классификацию, чтобы системно измерять креативную экономику в России, видеть ее динамику и потенциал. В концепции развития творческих (креативных) индустрий, утвержденной Правительством РФ, сформулирована цель до 2030 года — 6% ВВП.

Что важно. Так же, как и IT, креативная экономика влияет на смежные индустрии. Кино, видеоигры, анимация, музыка, новые медиа — это огромные мировые обороты, рынок авторских прав, продвижение товаров через контент. Архитектура и урбанистика напрямую связаны с благоустройством территории, а это и про инвестиционную привлекательность региона, и про стоимость квадратного метра. И, конечно, нельзя недооценивать «мягкую силу» продуктов креативных индустрий: они влияют на привлекательность стран — от туризма до прямых международных инвестиций.

Векторы развития креативной экономики лежат в нескольких плоскостях: это и нормативно-правовое регулирование на федеральном уровне, и внедрение лучших практик регионов с последующим ранжированием, и экспорт в дружественные государства. Уже сейчас Центр развития креативной экономики АСИ совместно с заинтересованными министерствами, Росстатом и ведущими бизнес-консультантами страны разрабатывает Стратегию развития креативной экономики до 2030 года. Первые результаты будут представлены на Петербургском международном экономическом форуме в нынешнем году.

1D1A1776.jpg

К слову о нормативно-правовом регулировании. На каком этапе находится разработка закона о развитии креативных индустрий? Какие задачи он призван решить?

Последние несколько месяцев мы совместно с Минэком и Минкультуры занимались разработкой федерального закона о развитии креативных индустрий, который призван зафиксировать понятийный аппарат и в том числе утвердить, какие индустрии входят в периметр креативных, а какие — нет. Со стороны Государственной думы разработку закона курирует команда Дениса Кравченко, и нашими совместными усилиями этот проект прошел первое чтение и несколько раундов общественных слушаний. Надеемся, что закон будет принят в самое ближайшее время, ведь он буквально станет точкой отсчета в стратегической работе над развитием креативной экономики страны.

Агентство стратегических инициатив активно и планомерно развивает креативную экономику на территории всей России. Например, в сентябре 2023 года во Владивостоке открыли дальневосточный проектный офис Центра развития креативной экономики АСИ. В январе АСИ и Новгородская область договорились внедрить стандарт развития креативных индустрий, а ранее агентство заключило соглашение о сотрудничестве с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока. Какие еще регионы активно продвигают креативную экономику?

Все перечисленные проекты решают разные задачи. Проект регионального стандарта — это инициатива, которая появилась вполне органически, после того как у нескольких субъектов получилось успешно работать с креативными индустриями и начать зарабатывать на них. В свою очередь президент Владимир Путин на встрече 30 мая с креативными предпринимателями, ознакомившись с результатами Якутии и Калининграда, поручил масштабировать их опыт на остальные регионы. В проекте по разработке стандарта участвовали 12 субъектов, и каждый из них действительно проделал большой путь в работе с сообществом, в поддержке предпринимательства, развитии отдельных индустрий: кино, видеоигр, дизайна, моды, культурного программирования. К февралю 2024 года более 40 субъектов проявили желание внедрить у себя практики регионального стандарта.

Теперь про Дальний Восток. В сентябре 2023 года мы открыли дальневосточный офис не только для того, чтобы иметь возможность оперативно осуществлять взаимодействие с субъектами ДФО, но и для активного развития экспорта с Азией. Именно наши компании с Дальнего Востока лучше чувствуют и азиатский менталитет, и рынок. Например, «Мечталет» из Хабаровска продает свои анимационные проекты в Японию и Китай, а феномен якутского кино был замечен сначала на фестивалях в Южной Корее, и только потом наши столичные коллеги обратили на них внимание и стали приглашать на Московский кинофестиваль. Сейчас именно эти компании могут помочь нам «упаковать» российские товары и услуги под эти рынки.

дизайнер.jpg

Вы активно работаете не только на территории России, но и за ее пределами, выстраиваете взаимодействие с дружественными странами. В 2023 году Агентство стратегических инициатив провело несколько бизнес-миссий, в том числе в Китае и Марокко, а также занялось расширением списка проектов, получающих поддержку в продвижении за рубежом. Среди планов Центра развития креативной экономики АСИ на 2024 год — разработка спецпроектов с другими странами и развитие вместе с зарубежными компаниями креативных продуктов. Расскажите об этом подробнее.

В части экспорта креативных индустрий Центр развития креативной экономики АСИ работает в двух направлениях: построение долгосрочных и фундаментальных рабочих связей с ведущими институтами развития креативных экономик дружественных стран и индустриальные акселерационные программы с наиболее востребованными за рубежом представителями креативных индустрий России. Мы видим большой потенциал в развитии долгосрочных взаимоотношений с мировыми партнерами, поэтому уже в 2024 году проведем около 10 бизнес-миссий в государства БРИКС+ для разработки совместных дорожных карт развития креативных отраслей в части экспортно-импортных взаимоотношений.

Что касается акселерационных программ, мы уже активно прорабатываем точечные меры поддержки и развития наиболее перспективных отраслей. Это разработка игр, кинопроизводство и прочие наиболее быстрорастущие категории. Так, в конце ноября 2023 был анонсирован запуск акселератора по копроизводству игр с ведущими разработчиками России и Китая для последующего запуска на мировом рынке.

В конце ноября прошлого года вы анонсировали открытие Клуба продюсеров креативных индустрий, первая встреча которой должна была состояться в декабре. Каковы задачи этого клуба? Какие еще новые инструменты работы с участниками креативных индустрий планируется внедрить в нынешнем году?

Мы видим клуб гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Для нас продюсер — лидер проекта в собственной индустрии, предприниматель, который объединяет бизнес и таланты, делает креативный продукт. Именно таких людей мы объединяем в клубе, потому что верим: у каждого из них есть чему научиться, и практики из смежных креативных индустрий всегда могут найти отклик и применение.

Главная цель проекта — яркое кросс-дисциплинарное сообщество, интересное инвесторам. Программа состоит не только из нетворкинга, но из образовательных программ от партнеров: Ассоциации коммуникационных агентств России, Universal University и прочих. Каждая встреча будет посвящена определенной теме и пройдет в соответствующей локации: «Технологии» — в технопарках, «Культура» — в культурных центрах и, конечно, в регионах и в рамках международных бизнес-миссий. Первая из серии ежемесячных встреч состоится уже в марте. Для нашего центра важно качество сообщества, мы внимательно следим за развитием проекта с этой точки зрения.

процесс разработки видеоигр1.jpg

В планах центра на текущий год — проведение международных акселераторов. Какое место в вашей работе занимают образовательный аспект и обучение участников креативных индустрий?

Образованию, безусловно, будет уделяться много внимания. Первое, что мы видим, когда начинаем работать с коллегами, — большое желание и такая же большая нехватка компетенций. Не умеют работать в кросс-дисциплинарных командах, не умеют выходить на глобальные рынки, упаковывать продукты под целевые аудитории, системно взаимодействовать как профессиональное сообщество и т.д. Местный креативный класс недостаточно встроен в решение задач по развитию региона, среди которых — повышение туристической привлекательности, геобрендинг, культурное программирование. Поэтому учиться нужно всем. Но именно международная акселерация кажется нам принципиально важной частью работы, потому что креативные продукты — это продукты для глобального рынка, которые могут и должны стать частью образа России и нового стиля коммуникаций c мировым сообществом. 

 |