Оксана Булах, коммерческий директор национального туроператора «Алеан»:
— Спрос на отдых внутри России растет все последние годы. В нынешнем году наибольший прирост бронирований по итогам 8,5 месяца показали, согласно нашим данным, Приморский край (+64%), Дагестан (+54%), Москва (городские отели, +42%), Санкт-Петербург (городские отели, +16%) и Кавминводы (+14,5%, здесь рост существенно ограничен емкостью мест). Среди курортов Краснодарского края в лидерах — Анапа (+26%) и Геленджик (+18%).
По итогам 2023 года общий прирост по всем направлениям РФ составит 10-15% к 2022-му, а турпоток, по оценке РСТ, будет близок к 80 млн поездок. Существенное снижение объемов продаж мы фиксируем только по Крыму, где бронирований в этом году примерно на 30-40% меньше, чем в прошлом.
Сегодня среди россиян наиболее популярен пляжный отдых, на второй позиции — оздоровительный отдых в санаториях, а дальше — сити-туры, отдых на природе, активные и экскурсионные туры. Особое внимание обращает на себя возросший интерес к оздоровительному отдыху. В структуре спроса «Алеана» это 27% всех бронирований. Топ мест, в которые россияне отправляются для оздоровления, — Кавминводы, Краснодарский край, Белокуриха, Подмосковье и средняя полоса, Башкирия.
Удовлетворенность соотечественников отдыхом на территории страны в целом растет вместе с развитием инфраструктуры и сервиса: отели проходят реновацию, появляются новые объекты размещения в разных ценовых категориях, развивается инфраструктура курортов и городов. Однако хороших объектов размещения с оптимальным соотношением «цена — качество» по-прежнему немного. В основном претензии, поступающие от туристов, связаны именно с несоответствием качества и объема предоставленных услуг той цене, которая была оплачена.
Чаще всего жалуются на состояние номеров и качество уборки, также есть претензии к разнообразию и качеству питания, недоброжелательности персонала. Интересно, что отдыхающие чаще довольны отдыхом в апартаментах и гостевых домах, чем в отелях.
Маловероятно, что топ регионов-лидеров по числу туристов в ближайшее время изменится: сейчас это курорты Краснодарского края, Кавминводы, Москва, Санкт-Петербург, Казань — территории с самой большой коечной емкостью и выбором объектов размещения в разных сегментах. С учетом развития инфраструктуры и строительства новых отельных комплексов на Алтае данное направление может также войти в топ в ближайшие годы. Кроме того, идет активная работа по созданию круглогодичных курортов на Балтийском побережье и в Приморье. Они уже показывают положительную динамику.
На южных курортах продолжит увеличиваться число отелей, работающих по концепции «все включено» и «ультра все включено». Это востребовано рынком, минувшим летом загрузка таких объектов была близка к 100%.
Продолжит расти интерес к экотурам и активным турам на Байкал, Алтай, Северный Кавказ. У туристов появится еще больше поводов для коротких поездок по стране благодаря тому, что регионы активно развивают «событийную повестку»: гастро- и музыкальные фестивали, воздушные шоу, морские регаты, празднования к Дню города.
Регионы, которые сейчас менее популярны у туристов, будут работать над позиционированием, обращая внимание на свою уникальность. Это могут быть этно-, агро- или промышленный туризм, местные ремесла.
Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин»:
— Последние десять лет внутренний туризм в России рос на 3-5%, однако сейчас процесс ускорился. С начала 2023 года цифра увеличилась на 5-6%, при этом ряд регионов (Анапа, Калининград) прибавили до 15%. Рост поездок по стране носит долговременный характер. Сложности с поездками за рубеж, конечно, добавляют нам туристов, но не очень много.
Лидерами по турпотоку сегодня являются Краснодарский край, Крым, Санкт-Петербург и Москва. Более половины соотечественников ездят летом на море с детьми, соответственно, пляжный отдых — направление номер один. Москва и Питер — самые популярные у любителей экскурсионного туризма. Восходящая «звезда» — Дагестан, который примет в нынешнем году 1,6-1,8 млн гостей. Здесь удачным образом сочетаются и пляжный отдых, и уникальные памятники архитектуры, и кавказская природа.
На мой взгляд, россияне довольны качеством отдыха, и количество претензий от года к году снижается. Конечно, на массовом рынке всегда есть какой-то процент недовольных сервисом, но это не носит массового характера. При должной осмотрительности и внимательности к деталям при покупке тура человек может выбрать хороший отель и экскурсии и получить максимум удовольствия.
Цена отдыха, напротив, мало кого устраивает. Полагаю, это эмоциональная оценка. Средний чек поездок по России уже много лет примерно равен медианной зарплате в стране: в нынешнем году — 46-48 тыс. рублей. Да, отдых дорожает, но туризм — часть экономики, и было бы странно на фоне общей инфляции заморозить цены в отдельно взятой отрасли. Дорожают персонал отелей, продукты питания, коммунальные услуги — все это сказывается на цене. Если рассуждать с чисто рыночных позиций, то спрос растет, а значит, цена справедлива. И, наоборот, цена быстро падает, если туристы не едут.
По моей оценке, в дальнейшем первая пятерка сохранит свое лидерство на туристическом рынке России: Краснодарский край, Крым, Москва, Санкт-Петербург, Кавказские Минеральные Воды. Каждый из этих регионов — лидер в своем сегменте, и их отрыв от конкурентов очень велик. Но можно побороться за места с шестого и ниже. Настоящий прорыв Дагестана показывает, что регион может расти на 20-30% каждый год и быстро войти в десятку самых популярных направлений. Вероятно, новые курортные территории — Каспийский прибрежный кластер, Новая Анапа — после завершения строительства смогут побороться за лидерство, но уже в следующем десятилетии.
Алексан Мкртчян, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон»:
— По сравнению с прошлым годом спрос россиян на отдых внутри страны увеличился примерно на 15%, а если сравнивать с 2019-м, то показатели выросли еще больше. В сегменте пляжного отдыха наиболее востребованы Краснодарский край, Дагестан и Крым. Другой блок — экскурсионный. Здесь в числе лидеров — Санкт-Петербург и Калининград: рейсов в Европу сейчас нет, а два этих города создают у туристов похожее впечатление. Третье популярное направление — Байкал, Алтай, Сахалин и Камчатка. Сюда отправляются люди, которые устали от каменных джунглей и мечтают о встрече с дикой природой.
Соотечественники отмечают недостатки российского отдыха. Сервис оставляет желать лучшего. Да, за последние 10-15 лет его уровень изменился в лучшую сторону и продолжает повышаться, но по-прежнему довольно серьезно уступает мировым аналогам. Это касается даже ресторанов. Рассмотрим пример с официантами. В России очень мало официантов старше 50 лет, а в Европе — много. На Западе люди занимаются этим профессионально на протяжении долгого времени. Для россиян же это непрестижная работа, на которую устраивается молодежь от 20 до 30 лет. Кроме того, большинство отелей на побережье работают только с мая по октябрь. Персонал распускают, а потом набирают новый. Именно поэтому никаких традиций в качестве и сервисе сформировать не удастся, если отель не работает круглый год.
Преимущества отдыха внутри страны связаны с туристическим продуктом, который мы готовы предложить. Где еще вы можете посмотреть северное сияние по приемлемой цене? А побывать на Северном полюсе? Посетить самое глубокое озеро в мире?..
В России очень большой выбор и гастрономических, и агротуристических предложений. Многим это интересно. Единственное, чего не хватает, — классных горнолыжных и пляжных курортов: объективно мы отстаем по чистоте моря и качеству горнолыжных трасс.
В ближайшей перспективе, на мой взгляд, востребованность того или иного вида отдыха останется прежней. На первом месте — пляжный туризм. Россия — страна северная, и люди из Мурманска всегда будут хотеть ехать в отпуск на юг, а не в Якутию, ведь им нужны солнце и море. На втором месте — экскурсионное направление. Популярными останутся города, в которых есть что посмотреть: Санкт-Петербург, Москва, Казань и другие.
Будет сохраняться и даже расти интерес к кемпингу и глэмпингу, потому что они быстро себя окупают. Лет через 10 их количество удвоится, если не утроится. Думаю, по-прежнему будет не хватать отелей 5*, и с каждым годом все больше. Отели 2-3* строятся повсюду, а тех, в которых можно максимально насладиться комфортом, очень мало.
Гелена Самохвалова, руководитель Ассоциации туроператоров и туриндустрии Северо-Запада:
— Толчком к развитию внутреннего туризма стала пандемия: после снятия ковидных ограничений интерес к нему в большинстве регионов увеличился практически на 50%. Особенно сильно это повлияло на возрождение туризма в тех местах, где он был забытым или вялотекущим, как, например, Дагестан. Процесс усиливается и потому, что руководство разных субъектов помогает развитию внутреннего туризма: вливает в отрасль средства, создает инфраструктуру, совершенствует логистику.
Для летнего отдыха россияне чаще всего выбирают курорты Краснодарского края. Но в последнее время их внимание привлекло Каспийское море. Хотя работники отрасли стремятся разрушить стереотипы, что летний отдых обязательно нужно провести на море, ведь отпуск — это прежде всего смена картинки, новые впечатления, эмоции и знания. В любой сезон соотечественники с удовольствием отправляются на Байкал, в Татарстан или Калмыкию.
На начальном этапе развития внутреннего туризма недовольство наших граждан было больше. Они привыкли к высокому уровню отдыха, из-за этого пару лет назад высказывали много претензий, но сейчас ситуация улучшается, и люди это замечают. Предприниматели и власть объединили усилия и создают качественную инфраструктуру, предлагают достойный сервис. Да, есть некоторые особенности, но они принимаются с пониманием и обычно сглаживаются благодаря впечатлениям, которые дарит путешествие по России.
Среди преимуществ внутреннего туризма — отсутствие необходимости знать иностранный язык, конвертации валюты, а еще всегда легче скорректировать даты тура в случае, если в жизни туриста случился форс-мажор. По моему прогнозу, в дальнейшем будут развиваться разные направления, но особенно хотелось бы остановиться на Дагестане. В ближайшем сезоне мы получим возрожденный курорт на Каспийском побережье. Это оживший регион, уникальный по своему климатическому и природному наполнению, с богатейшей историей. Его климат идентичен Куршевелю. Здесь есть возможности для самых разных видов отдыха, начиная с рекреационного и пляжного и заканчивая спортивным. Продолжит развиваться направление путешествий в Сибирь и на Урал, которые интересны в плане историко-культурного, познавательного и санитарного отдыха. Расположенные здесь курорты конкурируют с Кавминводами и будут, я уверена, очень востребованы.
Надежда Гриднева, генеральный директор АНО «Туристический офис «Русь Новгородская»:
— В 2020 году турпоток в Новгородскую область составил 1,2 млн человек, в 2021-м — 1,6 млн, в 2022-м — 1,7 млн. Раньше к нам приезжали на одну ночь (1-2 дня), теперь показатель увеличился до четырех дней. Это говорит о том, что город и регион в целом становятся местом, где туристы хотят провести отпуск, а не только выходные.
На мой взгляд, курортный отдых всегда будет в приоритете у жителей любой страны. На втором месте в моем личном рейтинге — неизведанная и манящая экзотика Дальнего Востока. Но такие путешествия совершают редко, поскольку они затратные и по времени, и по финансам. Куда ближе и комфортнее Новгородская область, удачно расположившаяся между Санкт-Петербургом и Москвой. У нас есть чистейшие озера, леса и экотропы для неспешного отдыха всей семьей, веселые и шумные фестивали и концерты для молодежи и представителей других возрастов, лечебно-курортный отдых...
Я часто езжу по России и вижу все изнутри. Могу сказать, что качество отдыха в нашей стране растет. Особенно это заметно в небольших регионах. Улучшается инфраструктура, появляются новые гостиницы, рестораны, глэмпинги, интересные, более продуманные маршруты, небанальные экскурсии. Есть множество вариантов, рассчитанных на туристов с разным уровнем дохода. Поэтому путешествовать может каждый.
Но всегда есть к чему стремиться. Конкурсы профмастерства помогают выявить лучших, грантовые конкурсы — начать или улучшить свое дело. Отзывы клиентов позволяют сделать туристам правильный выбор, а сфере гостеприимства — вовремя исправлять недочеты и повышать сервис.
Екатерина Баева, менеджер отдела продаж «БалтТур Калининград»:
— Спрос на отдых внутри России устойчиво растет на 20-30% в год. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга в числе наиболее востребованных направлений — Калининград и Калининградская область (морские курорты), Дагестан, Алтайский край и Сочи. К сожалению, нашим курортам еще далеко до хорошего сервиса. Это отмечают граждане, которые ранее отдыхали за рубежом и привыкли к более комфортным условиям проживания: сотрудники российских отелей не всегда ведут себя вежливо в силу своего характера, так как не привыкли обслуживать туристов, в сезон страдает и качество питания. На пляжах Сочи и Анапы очень часто считаются нормой антисанитария и ротавирус.
Я считаю, что нам надо учиться принимать и обслуживать туристов. Стараться организовывать пляжные зоны для каждого отеля. Усилить контроль за качеством питания в летние месяцы, проверять качество воды в море. Для некоторых регионов, например для Калининградской области, отдых в России летом становится дорогим удовольствием из-за высоких цен на авиаперелеты и недостатка рейсов. Прямых рейсов из Калининграда в Сочи или Махачкалу нет, стыковки идут только через Москву или Санкт-Петербург. Поэтому 80% туристов Калининградской области выбирают отдых в Турции, куда есть прямой перелет и намного выше уровень сервиса.
Туризм внутри России будет и должен развиваться. Лидерами все равно останутся столицы и морские курорты. Хотелось бы больше отелей с развлечениями, полным питанием, но по разумным ценам. Нужно больше развивать транспортную доступность регионов, обязательно учить персонал работать с клиентами и создавать условия для их комфортного отдыха.