В дальнейшем креативная сфера будет развиваться еще активнее, уверен генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов.  

ПФКИ — почти три года. В чем его миссия и какой путь уже пройден?

Миссия фонда — в оказании всесторонней поддержки авторов проектов в сфере культуры, искусства, креативных (творческих) индустрий. Помимо грантов, то есть денежных средств на реализацию своих инициатив, команды проектов-победителей получают консультационную и информационную поддержку. Мы проводим большую образовательную работу, обучаем авторов проектов социокультурному проектированию: встречаемся лично, организовываем обучающие марафоны и тренинги, акселераторы для интенсивной «прокачки» знаний и навыков. Обучили уже более миллиона человек.

На сегодня мы провели 12 заявочных кампаний и подвели итоги 11 конкурсов. На рассмотрение экспертов направлена 75 721 заявка, поддержано 7202 проекта, они реализуются во всех 89 регионах страны. Общая сумма поддержки составила свыше 25,4 млрд рублей. Летом узнаем итоги двенадцатого конкурса. За это время на сайте фондкультурныхинициатив.рф зарегистрировано более 150 тыс. личных кабинетов.

DSC06253.jpg

Проекты какой направленности получали поддержку чаще других?

В общих конкурсах у нас девять тематических направлений. Самое популярное — «Культурный код», на втором и третьем местах — «Место силы» и «Молодые лидеры». Важно сказать еще и о типах проектов, которые могут подаваться. Когда фонд начал работу, в тройке лидеров были образовательные и наставнические проекты, проведение фестивалей, премий и форумов, проекты в сфере креативных индустрий. В последних конкурсах на вторую строку в рейтинге поднялись креативные индустрии.

Для нас было важно донести информацию о новых возможностях до представителей различных творческих сообществ. Наша информационная активность привела к тому, что креативные команды страны действительно увидели, что фонд работает для них, и это отражается в том числе в рейтинге популярности типов проектов, подаваемых на конкурс.

В своем выступлении в рамках просветительского марафона «Новые знания» Восточного экономического форума вы сказали, что ПФКИ — это новые возможности поддержки творческой молодежи России. Получается, что фонд — это история, созданная исключительно для молодежи?

Не совсем так. Двери фонда и конкурса открыты для всех. Самые юные авторы проектов-победителей у нас только стали совершеннолетними, а самые опытные члены команд перешагнули почетный возраст 80 лет. И целевая аудитория проектов ПФКИ тоже разная: кто-то работает с детьми и подростками, кто-то — с молодежью или серебряным возрастом, кто-то — с семьями, кто-то — с профессиональными сообществами, а там и есть разновозрастная аудитория, объединенная общими интересами. Но многие проекты действительно подаются от молодежи, или одна из их целевых аудиторий — молодое поколение. По итогам 11 конкурсов поддержано более 3,2 тыс. таких проектов — 45,5% от общего количества победителей. Молодежь, конечно, во все времена смотрит на мир своим особенным взглядом, предлагает яркие идеи, открыто говорит о желании изменить мир к лучшему, создает принципиально новое, предлагает стартапы.

СТРАНА СВЕТА2.jpg

Вы как никто другой знаете о креативной индустрии. Раньше это было некое творчество, фольклор, а сегодня какой смысл вкладывается в данное понятие?

В большей степени мы говорим об общественно значимых проектах, влияющих на жизнь людей. Они могут изменить культурный пласт небольшого поселка, открыть новые возможности для творческой самореализации в городе, выявить новые имена в музыке, театре, кинематографе. Инициативы могут менять и жизнь целой отрасли. Я говорю о системных проектах для профсообществ и инициативах, которые в корне меняют представление о работе в индустрии. Например, ПФКИ поддержал проекты «Биржа актеров» и «Киноконструктор». Это платформы, которые помогают молодым талантам заявить о себе, а тем, кто ищет новые лица, — заметить их, где бы они ни проживали. Еще пример — выставка-байопик «Цой. Путь героя». Этот проект стал победителем самого первого нашего конкурса, он в корне изменил взгляд на проведение современных выставок.

Вы ведете на Первом канале программу «Подкаст.Лаб. Креативные индустрии». Как удается совмещать телевидение и руководство фондом? На хобби время находите?

Предложение стать ведущим «Подкаст.Лаб. Креативные индустрии» поступило, когда мы с командой искали новые каналы для продвижения деятельности фонда и в целом для рассказа о том, что такое креативные индустрии. Организовали встречу с Первым каналом, в процессе родилась такая идея. Коллеги как раз формировали пул ведущих и перечень подкастов. Это для всех был в хорошем смысле эксперимент. Через несколько месяцев пришли первые рейтинги, и наша передача вошла в тройку самых популярных среди остальной линейки подкастов. Было принято решение продолжать совместную работу.

Из хобби — музыка. В юности у меня была своя музыкальная группа, сейчас стараюсь хотя бы иногда брать в руки гитару. Много читаю, любовь к хорошим книгам у меня с детства. Сегодня слежу за новинками российских сериалов — этому способствует в том числе большое количество командировок, смотрю фильмы в дороге.

выставка-байопик «Цой. Путь героя»1.jpg

В апреле 2021 года Агентство стратегических инициатив представило первый в России атлас, в котором был показан вклад предприятий креативной индустрии в отечественную экономику. На ваш взгляд, действительно ли эта индустрия способна повлиять на ВВП страны?

Отрасль, безусловно, перспективная, это понимают во всем мире. В России творческим сферам уделяется большое внимание. Создание ПФКИ и выделение беспрецедентных средств на поддержку креативных команд — прямое тому доказательство. Одни из последних цифр приведены АСИ. Исследование агентства показало, что, по состоянию на начало 2023 года, вклад креативных индустрий в экономику страны составлял 4,87%. Регионы достаточно неоднородно развиваются в данной сфере, это видно и в нашей работе. В конце 2023 года депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о развитии креативных индустрий в России. Документ вводит основы правового регулирования организации и развития креативных индустрий в стране как базового сектора креативной экономики, устанавливает условия деятельности и господдержки субъектов таких индустрий. Уверен, что закон послужит драйвером развития креативной экономики, систематизировав работу и закрепив основные понятия. Безусловно, вклад сектора будет расти.

Конкурс ПФКИ достаточно серьезный, и объем заявок колоссальный. Сложно что-либо запомнить, и все же есть ли проекты, которые точно остались в памяти?

Мы гордимся каждым проектом, получившим поддержку фонда. Все они уникальны и по-своему значимы. Если я начну перечислять запомнившиеся проекты, не хватит места на журнальной полосе…

Может, несколько, 3-5 первых, пришедших в голову?

1 февраля в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Белгороде и Тюмени запущено вещание радио «Гордость», в 2024 году команда проекта планирует расширить зону охвата. В третий раз проходит общероссийский конкурс современного медиаискусства «Страна света», проект выявляет новые имена в сфере видеомейпинга, финалисты представят свои работы на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге в декабре. Сейчас с успехом идут гастроли спектакля «Шахтерская дочь» по пьесе Анны Ревякиной. В сентябре 2023 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Война и мир» Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко. При поддержке ПФКИ в кинотеатрах все увидели фильмы— «Императрица», «Первый Оскар», а также первая кинолента, прошедшая в широком прокате и снятая в зоне проведения СВО «Где проходит граница?».

«Первый оскар».jpg

2024 год пройдет в России под эгидой Года семьи. Возможно, ПФКИ планирует отразить это в новом тематическом направлении?

Творческие люди сами чувствуют повестку, в их проектах находят отражение важные для страны исторические и культурные даты. Не остается без внимания и тематика года. В 2022 году было подано много проектов, нацеленных на сохранение и возрождение нематериального культурного наследия народов России. В 2023 году в проектах была отмечена тема важности работы педагогов и наставников. 2024 год объявлен Годом семьи. Среди уже поддержанных — «Путеродитель. Колесим по Руси», проект Тутты Ларсен о семейных путешествиях, заслуженный артист России Александр Олешко выступит с программами для детей, «Встречи для души» пройдут в 10 регионах, фестиваль «Дикоросы» организует площадки для взрослых и детей.

Искусственный интеллект. Какой вам как эксперту видится роль ИИ в работе фонда в ближайшей перспективе? Будет ли он полезен и авторам проектов?  

Тема развития искусственного интеллекта, конечно, вызывает интерес. ИИ — это инструмент, помощник для творческого человека. Технологии уже начинают внедряться в работу. Например, в Зарядье во время премьеры музыкально-театрального проекта «Рахманинов. Я — здесь» прозвучали не только музыкальные шедевры великого композитора, но и письма, написанные самим Сергеем Васильевичем, а также пофантазировали нейросети. Воссозданы образ и голос композитора — так в Москве отметили 150-летие со дня его рождения. В «Новом манеже» на выставке «Школе-студии МХАТ — 80. Семейный альбом» можно было услышать и увидеть Константина Сергеевича Станиславского. Технологии активно используются для визуальной упаковки событий, для обработки и анализа данных, для аранжировки и эффектов монтажа. Мы видим тренд на создание цифровых копий актеров и музыкантов, которых благодаря этому как современников смогут воспринимать наши внуки и правнуки, смотря концерты и фильмы с их участием.

Вы часто проводите вебинары и мероприятия, где можно услышать самые разные советы о подготовке заявки для участия в конкурсе ПФКИ. Посоветуйте и на этот раз, на что нужно делать упор для получения поддержки фонда?

Хочу сразу привлечь внимание читателей к тестовой заявке — это наша уникальная разработка. Она позволяет начать работать над проектом в любое время, даже между конкурсами, чтобы спокойно подготовить заявку и подать ее во время следующей кампании. Для работы с заявкой необходимо зарегистрировать личный кабинет на сайте фондкультурныхинициатив.рф. Конечно, нужно изучить документы: положение о конкурсе, методические материалы о составлении проекта и бюджета, материалы для экспертов, чек-лист.

Звучит немного скучно, но мы, работая с творческими людьми, упростили документы, насколько это было возможно, оставив самое необходимое. Записали серию аудиоподкастов и видеомарафон «Короче, гранты», разобраться во всех критериях заявки поможет ток-шоу «Попасть в десятку». Все материалы есть в аккаунтах наших соцсетей и на сайте.

Какие советы в подготовке заявки вы бы дали стартапам в области креативных индустрий? Чего нельзя делать точно, и, наоборот, без чего заявка будет неполной?

Авторам стартапов можно дать только один совет: продолжать мыслить нестандартно, раздвигая границы возможного. При этом все же быть реалистами и ориентироваться на целевую аудиторию, ее готовность воспринимать продукт. Стартапы — это всегда что-то принципиально новое, поэтому ограничивать полет фантазии нельзя. Независимо от того, стартап у вас или развитие зарекомендовавшего себя проекта, не забывайте про правило «трех Д»: доказательность, достоверность, детализация. Мы сформировали его в фонде, оно отражает принцип правильного написания заявок. Помните о нем.

Каких результатов конкурсов вы ждете от заявочной кампании на поддержку фондом проектов креативных индустрий в 2024 и 2025 годах?

Заявочные кампании на 2024 год уже завершились, итоги второго грантового конкурса нынешнего года мы узнаем летом. В 2025 году планируется проведение двух конкурсных волн, но в 2022-2023 годах мы объявляли и специальные конкурсы. Чтобы узнавать о них, а также об обучающих программах фонда, возможностях, предоставляемых нашими партнерами, советую подписаться на аккаунты ПФКИ в соцсетях, а также на два канала в мессенджере «Телеграм» — «Культурная волна. Гранты ПФКИ» и мой личный канал «Карманов Медиа ПФКИ».

Тематические направления конкурсов ПФКИ:

  • «Нация созидателей»;

  • «Великое русское слово»;

  • «Я горжусь»;

  • «Место силы»;

  • «Культурный код»;

  • «Молодые лидеры»;

  • «История страны: история преодолений и побед. Вехи»;

  • «Многонациональный народ»;

  • «Мы вместе» (сфокусировано на интеграции новых российских регионов в историко-культурную жизнь страны).

Типы проектов, подаваемых на конкурсы ПФКИ:

  • межотраслевые, сетевые культурные и кросс-культурные проекты;

  • стартапы в области культуры, искусства и креативных индустрий;

  • проекты, предусматривающие проведение фестивалей, премий, форумов в области культуры, искусства и креативных индустрий;

  • образовательные и наставнические проекты в области культуры, искусства и креативных индустрий (включая цифровые технологии);

  • проекты в области современной популярной культуры;

  • проекты по выявлению и поддержке молодых талантов в области культуры, искусства и креативных индустрий;

  • проекты в области культуры и академического (классического) искусства;

  • проекты креативных индустрий, в том числе в области литературы и издательского дела, дизайна, моды, арт, музыки и саунд-дизайна, архитектуры и урбанистики, новых медиа, мультимедиа технологий, кино, театра, игр, создания и развития инфраструктуры креативных индустрий.

 |