В 2010-х ежегодно вводилось порядка 150 км дорог, с 2020-го — уже до 500 км. По укладке дорожного покрытия республика занимает 1-е место в ДФО и 18-е в России. Это далеко не единственные прорывные темпы в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры региона. Подробности рассказал Владимир Сивцев, министр транспорта и дорожного хозяйства РС (Я).
Большие перемены
— У нас сегодня реализуется не один, не два, а множество инфраструктурных проектов. Хорошие темпы. Качественное развитие. Это не может не радовать. Обеспечен ввод в постоянную эксплуатацию железной дороги «Беркакит —Томмот — Якутск» и ж/д вокзала пропускной способностью 100 пассажиров в сутки на станции Нижний Бестях. Продолжается строительство железнодорожной магистрали до Магадана. Дан старт ключевому проекту республики — строительству мостового перехода через реку Лена в районе города Якутска. Он свяжет дорогу «Вилюй» с федеральными трассами «Лена» и «Колыма», обеспечит круглогодичное автомобильное сообщение с транспортной сетью России.
Важным итогом 2023 года для нас стала беспрецедентная поддержка президента страны Владимира Владимировича Путина в вопросах приведения в норматив трассы «Колыма», строительства моста через реку Алдан, завершения строительства Жатайской судоверфи, строительства Ленского моста.
Сейчас с федеральными министерствами и ведомствами ведется работа по увеличению республике финансирования с утвержденных 43 млрд до требуемых 65 млрд рублей. В сентябре 2023 года получено положительное заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию основного II этапа — самого мостового перехода. Проектно-изыскательские работы по III этапу — левобережному подходу — продолжаются.
Строителями в январе текущего года начаты работы на левом берегу р. Лена по устройству технологических площадок для постройки вахтового поселка, предназначенного для обустройства жилья строителей на время реализации проекта, а также для производственных баз и сборочных цехов для предварительной сборки металлоконструкций. Проведены работы подготовительного этапа по переустройству инженерных сетей.
В соответствии с графиком производства работ в этом году планируется начать устройство технологического моста через Табагинскую протоку, а также строительство сухого дока для последующего изготовления коффердамов, применяемых для устройства фундаментов опор моста.
На правом берегу будут подготовлены площадки для рабочего городка и мест хранения материалов. Безусловно, мы показываем качественную динамику в развитии автодорожной сети. И продолжим работу в этом направлении. В соответствии с разработанным проектом Программы дорожных работ Республики Саха (Якутия) на 2022-2027 годы общая протяженность планируемых к реализации автомобильных дорог регионального и местного значений с плановым вводом в этот период составляет более 1800 км на общую сумму 75 млрд рублей.
Воздушное сообщение
— За последние 5 лет в Якутии реконструировали 10 аэропортов по национальному проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». В нынешнем году завершится строительство 4 аэропортов. Сегодня наша республика — лидер среди субъектов РФ по обновлению аэропортов в рамках нацпроекта. В условиях отсутствия альтернативного круглогодичного транспортного сообщения и, учитывая огромные расстояния между населенными пунктами, авиация является фактором, объединяющим регион в единое целое.
Благодаря системной упорной работе руководства Якутии и поддержке федерального правительства успешно функционируют наши региональные авиапредприятия даже под беспрецедентным внешним давлением, оказывающим влияние на всю авиационную отрасль России. Достичь таких качественных результатов удалось во многом благодаря принятому в 2007 году решению создать ФКП «Аэропорты Севера», которое объединило все малонагруженные районные аэропорты республики.
По воде
— Перспективы развития водного транспорта Якутии связаны с завершением первого этапа строительства высокотехнологичной Жатайской судоверфи с федеральным софинансированием более 4 млрд рублей. До 2030 года планируется строительство 57 единиц грузового флота. Продолжится пополнение пассажирского флота Ленского бассейна, в том числе скоростными судами на подводных крыльях «Метеор». А одним из ключевых для развития Восточной части Северного морского пути является проект по строительству глубоководного морского порта в п. Найба в рамках расширения морского порта Тикси.