— Приоритеты экономики Абхазии обозначены, исходя из географии и климата. Это туристическое направление, которое в первую очередь состоит из пляжного туризма. Но не только он определяет данную отрасль. Абхазия — одна из колыбелей христианской цивилизации. У нас — тысячи памятников, а это уже паломнический туризм, агротуризм, гастротуризм, медицинский, санаторный туризм. Состав воды и воздуха в республике таков, что здесь наиболее удобно отдыхать и оздоравливаться.
В то же время отдыхающим важно питаться качественной продукцией. Ее формируют хорошая вода, воздух и почва. Поэтому в Абхазии хорошо развивается субтропическое сельское хозяйство, продукция которого востребована на российском рынке. Прежде всего апельсины, мандарины, лимоны, фейхоа и др. Наши виноделы достигли заметных успехов в качестве продукции и завоевывают различные премии на профессиональном уровне. Есть успехи и в сегменте разведения морских культур. В 2024 году начнется выпуск продукции для массового потребителя в Очамчырском районе.
В то же время мы хотим развивать такие направления, как IT-технологии, хранение и переработка сельхозпродукции. Нужно вкладывать в эту сферу существенные инвестиции. Несколько крупных проектов уже реализуется. Полагаю, их количество кратно возрастет в 2024-2025 годах.
Но для развития этих двух главных направлений необходимо иметь и разветвленную транспортную сеть. Что делается в данном направлении?
Уже сегодня наши дороги испытывают сверхнагрузку из-за плотного потока в любое время года. Если в советской Абхазии жили почти 500 тысяч человек, на которых было зарегистрировано 40 тысяч транспортных средств, то сегодня у нас проживают около 300 тысяч человек, и по дорогам ездят 80 тысяч автомобилей. В связи с этим мы развиваем транспортно-логистические центры, запустили электричку «Ласточка» из Сочи, ведутся ремонтно-восстановительные работы на железнодорожном вокзале в Сухуме, отремонтирован вокзал в Гудауте, идет ремонт на станциях Псырцха и Гагра.
Будем развивать и морские перевозки. В 2023 году начались заходы круизного лайнера «Князь Владимир» в столичный порт.
Ведутся работы, чтобы расширить пункты пропуска «Псоу». Он перегружен, и российские друзья пошли нам навстречу, выделив средства на капитальный ремонт и расширение его пропускных возможностей.
Как решаются вопросы развития Восточной Абхазии, менее популярной у туристов?
В нынешнем году мы ждем еще больше гостей из России, чем в прошлом, в том числе в Восточную Абхазию. Туда отремонтировали и осветили дорогу, продолжили ее до водопадов. Появились объекты размещения. В этом регионе много красивых мест, памятников культуры и религии, храмы, фрагменты Великой Абхазской стены и др.
Не так давно существовал проект геологоразведки с целью добычи углеводородов на абхазском шельфе. В каком состоянии он находится сейчас?
Проект жив, и определенные работы в его рамках ведутся. Но не так активно, как в прежние годы. Это связано с санкционным режимом. Тем не менее проект имеет отложенный эффект. К нему вернутся, так как мы крайне заинтересованы в изучении своих запасов, целесообразности добычи и обеспечении энергетической безопасности страны.