В эксклюзивном интервью нашему изданию председатель совета, профессор МГУ им. Ломоносова и СПбГУ Михаил Кротов рассказал о приоритетных задачах, которые предстоит решать на постсоветском пространстве с учетом изменившихся глобальных реалий, дал оценку событиям, разворачивающимся на евразийских просторах сегодня, а также сделал прогноз на перспективу. 

кротов1.jpg

По вашему мнению, какие приоритетные задачи будут стоять перед Экспертно-консультативным советом при Комитете Государственной думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками с учетом современной российской и глобальной повестки? Какие из них будет решать сложнее, а какие — легче?

Главной задачей совета является экспертное содействие профильному комитету, который уже второй созыв подряд возглавляет Леонид Иванович Калашников, при рассмотрении законов о ратификации, двусторонних и многосторонних международных договоров по вопросам сотрудничества на постсоветском пространстве, а также нашего национального законодательства по вопросам гражданства, миграции и соотечественников. В 2022 году комитет рассмотрел 37 таких законов и приступил к работе над еще 37. При этом особое внимание будет уделяться развитию нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Союзного государства и приведению в соответствие с ней национального законодательства государств-членов этих международных структур.

Определенные трудности в унификации и гармонизации национального законодательства государств-членов ЕАЭС вызывает отсутствие в Евразийском экономическом союзе парламентского измерения. В СНГ и ОДКБ работают парламентские ассамблеи, а в ЕАЭС такого института нет. Между тем реализация договора о Таможенном союзе в России потребовала принятия нового национального закона «О таможенном регулировании» и внесения изменений в 49 федеральных законов. Аналогичную работу проводили и парламенты других стран ЕАЭС, однако без необходимой координации друг с другом.

Калашников.jpg

Какое место в списке важнейших задач совета отводится событиям на Украине и вокруг нее? Как вы и ваши коллеги собираетесь участвовать в решении вопросов, связанных с восстановлением освобожденных территорий и помощью их жителям, с интеграцией новых субъектов РФ в российское правовое, экономическое, образовательное, культурное поле?

Все законопроекты о признании Донецкой и Луганской народных республик, а позднее о вхождении в состав Российской Федерации четырех новых субъектов рассматривались именно в Комитете по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. В 2023 году на первый план выходят вопросы получения жителями ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей российского гражданства. Комитет рассматривает закон «О гражданстве», где ко второму чтению предполагается множество поправок, и помощь Экспертно-консультативного совета весьма актуальна.

В центре внимания — и широкий круг вопросов содействия проведению специальной военной операции. Так, на совместном заседании комитета и его Экспертно-консультативного совета обсуждался вопрос обмена с украинской стороной военнопленными. С докладом выступила уполномоченный по правам человека в России Татьяна Николаевна Москалькова, ранее являвшаяся заместителем председателя нашего комитета.

Как вы оцениваете качественный состав Экспертно-консультативного совета? Как профессионализм, знания, опыт его членов помогут в решении актуальных задач, стоящих перед профильным комитетом Госдумы и нижней палатой российского парламента в целом?

Предмет ведения комитета — самый широкий. Это вопросы экономического, политического, военного и гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве. Поэтому и состав Экспертно-консультативного совета — самый широкий. Он включает профессионалов во всех перечисленных областях, среди них много очень известных людей: директор Центра изучения стран ближнего Востока и Центральной Азии Семен Аркадьевич Багдасаров, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Анатольевич Максимцев, главный редактор МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоновна Симоньян, главный редактор журнала «Вестник экономики Евразийского союза» Максим Викторович Федоров, народная артистка России Лариса Александровна Долина и другие.

Главное, что всех этих экспертов объединяют хорошее знание ситуации в странах СНГ и стремление всячески содействовать их интеграции с Россией. Например, профессор Александр Владимирович Сидорович уже много лет руководит филиалом МГУ в Астане, имеет государственные награды Казахстана.

Водолацкий в ЛДНР0.jpg

Один из приоритетов комитета — евразийская интеграция. Она очень важна, учитывая политический и экономический вес ЕАЭС, в состав которого входят крупнейшие республики бывшего СССР. По вашей оценке, выдержал ли Евразийский союз экзамен на состоятельность как одно из ведущих интеграционных объединений в мире? Что однозначно получилось, а что — пока нет?

C 1 января 2015 года Евразийский экономический союз не заработал сразу в полной мере. Сохранялось порядка 230 барьеров, для снятия которых был предусмотрен десятилетний переходный период. В целом намеченная программа евразийской интеграции успешно выполняется, хотя и с отставанием на два года.

В 2017 году заработал общий рынок лекарств и медицинской техники, с 2018 года действует Таможенный кодекс ЕАЭС, в 2021 году завершено формирование общего электроэнергетического рынка. Однако впереди — принятие нормативно-правовой базы общих рынков нефти, нефтепродуктов, газа, а также финансового рынка. В результате существенно вырос взаимный товарооборот, создано около 20 тысяч совместных предприятий. Основной проблемой для развития ЕАЭС является технологическая и финансовая зависимость государств-участников от Запада, которой с момента создания Союза выступает его ярым противником.

Как вы полагаете, насколько стрессоустойчивым оказался ЕАЭС в условиях нового мирового кризиса 2022 года? Какую оценку вы бы поставили работе политического руководства стран Союза, столкнувшихся с беспрецедентными вызовами извне, а также управленцам экономического блока, отвечающим за развитие реального сектора? Что вас порадовало, а что, возможно, огорчило?

В ответ на внеправовые беспрецедентные санкции США и их союзников против России и Беларуси страны ЕАЭС, как показали состоявшиеся в прошлом году саммиты высших органов Союза, усилили сплоченность, начали формировать и реализовывать общую программу импортозамещения и дедолларизации. Расчеты в рублях во взаимной торговле составили 72 процента. Однако рубль пока не стал инвестиционной и резервной евразийской валютой. Евразийский банк развития до сих пор не работает с рублями, Центробанк России существенно занижает количество денег, необходимых для обращения товаров в стране, и завышает ключевую процентную ставку. Все это негативно влияет и на работу ЕАЭС.

Недружественные действия коллективного Запала заставили Россию и других членов ЕАЭС пересмотреть свои экономические приоритеты и сделать ставку на сотрудничество со странами Востока, Азии, Африки. По вашему мнению, каким окажется выигрыш от такой политики в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе? Взаимодействие с какими государствами способно принести наибольшие дивиденды?

В условиях опережающего развития Китая, Индии, Юго-Восточной Азии Россия и другие государств ЕАЭС должны были осуществить разворот в своих социально-экономических связях на Восток. Санкции Запада радикально ускорили этот процесс. В краткосрочной перспективе от противостояния проиграет и Запад, и Россия. Однако обеспечение технологического и экономического суверенитета РФ и ее партнеров по ЕАЭС при одновременном выходе на более перспективный восточный рынок существенно укрепит социально-экономическое положение наших стран.

Судя по событиям последних лет, жителей стран ЕАЭС волнуют не только экономические, но и социальные проблемы. С вашей точки зрения, какие вопросы (занятость, зарплаты, медицинское обслуживание, доступность образования…) должны находиться в приоритете у руководителей государств-членов Союза, чтобы исключить недовольство граждан, выливающееся время от времени в акции протеста и даже неповиновения?

В Евразийском экономическом союзе сформирован общий рынок труда. Жители ЕАЭС имеют право на труд, медицинское обслуживание и образование. В обеспечении равенства их прав финальную точку поставило соглашение 2020 года о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Союза. Поэтому трудовые рынки России и Казахстана, принимая работников из других стран ЕАЭС, смягчают в последних социальное напряжение. Факты социальных протестов в ЕАЭС и СНГ объясняются внутренними проблемами и западным вмешательством.

_NZ9_4548.jpg

Какими вам видятся перспективы евразийской интеграции с учетом того, что с каждым годом перед ЕАЭС возникает все больше вызовов? Насколько велика вероятность того, что полку государств-членов Союза прибудет? Либо не исключен обратный процесс, и количество стран-участниц сократится? Вы — оптимист или пессимист?

Наиболее вероятные кандидаты в новые члены ЕАЭС — Азербайджан, в наблюдатели — Иран и Таджикистан. Зона свободной торговли Союза включает Вьетнам, Сербию, Сингапур. ЕАЭС имеет непреференциальное соглашение с Китаем. Ведутся переговоры о различных формах сотрудничества Союза с еще более чем сорока странами. Государства ЕАЭС имеют общие границы, их связывают тысячелетняя история, традиционные ценности, поэтому на будущее Союза я смотрю только с оптимизмом.

Досье Михаил Иосифович Кротов.

Родился в 1950 г. в Ленинграде. В 1972 г. окончил экономический факультет Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) государственного университета, доктор экономических наук, профессор, действительный государственный советник РФ 3-го класса. С 1972 г. по 1975 г. преподавал в Ленинградском госуниверситете, с 1975 г. по 1992 г. — в Ленинградском механическом институте им. Д. Ф. Устинова, с 1986 г. заведовал кафедрой в этом же институте, в настоящее время — профессор кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского госуниверситета. С декабря 1992 г. — руководитель секретариата, а с 1994 г. — генеральный секретарь Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. С 2012 г. — советник председателя Государственной думы России. С 2016 г. — руководитель аппарата Комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. С 1 августа 2020 г. — полномочный представитель Федерального Собрания РФ — заместитель ответственного секретаря Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. Член Общественного совета при МЧС РФ, председатель Экспертно-консультативного Совета при Комитете Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Автор более 150 научных работ, в том числе 20 монографий. Награжден медалью Академии наук СССР в области экономики за 1983 г. Специалист в области экономики и права. Сопредседатель редакционного совета Евразийского международного научно-аналитического журнала «Проблемы современной экономики», член международного совета Международного научно-аналитического журнала Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «Диалог: Политика. Право. Экономика». Награжден орденами Дружбы, Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Александра Невского.

 |