Вместе с тем остаются вопросы, от решения которых зависят дальнейшая судьба интеграционного объединения и уровень отношений между его участниками. Речь идет об обеспечении энергетической и продовольственной безопасности, развитии транспортно-логистической сферы, совершенствовании таможенного регулирования, создании комфортных условий для бизнеса, расширении списка стран-партнеров. Отдельная тема — повышение эффективности деятельности Евразийской экономической комиссии и актуализация ее функционала.

О пересмотре принципов и инструментов экономического взаимодействия

— С 1 января 2024 года Армения приняла председательство в органах ЕАЭС, где каждое государство играет ключевую роль в формировании общего пространства экономического сотрудничества. Председательство нашей республики приходится на десятилетний юбилей подписания Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. По итогам десяти лет функционирования ЕАЭС достигнуты значительные результаты по всем направлениям взаимодействия.

Вместе с тем остается ряд вопросов стратегического значения, без решения которых невозможно завершение формирования эффективного единого экономического пространства. Только путем сопряжения усилий государства-члены ЕАЭС смогут создать еще более устойчивую модель экономического сотрудничества для будущих поколений без привязки к политическим или геополитическим сдвигам.

Текущая нестабильность мировой экономики требует пересмотра принципов и инструментов экономического взаимодействия. В этих условиях мы должны приложить максимум усилий для обеспечения полноценного функционирования ЕАЭС в интересах граждан и бизнеса наших стран.

Принята Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь», которая сформулировала приоритетные направления развития ЕАЭС. В текущем году перед нами стоит важная задача — разработка плана мероприятий, раскрывающего конкретные механизмы реализации декларации, который во многом определит стратегическое развитие ЕАЭС на средне- и долгосрочную перспективу.

О необходимости решения ключевых для ЕАЭС задач

— В год председательства Армении в Евразийском экономическом союзе хотел бы обратить внимание на необходимость решения ряда важнейших для ЕАЭС задач. Среди приоритетных направлений — обеспечение энергетической безопасности. Ускоренное формирование общих рынков электроэнергии и энергоресурсов с недискриминационными принципами функционирования должно стать одной из основ для обеспечения равных условий экономической деятельности для всех государств-членов Союза.

В условиях глобальных экономических вызовов и имеющегося значительного потенциала агропромышленного комплекса наших стран важное значение имеет обеспечение продовольственной безопасности ЕАЭС. Стабильный доступ населения к качественной и безопасной продовольственной продукции является важной составляющей устойчивого экономического и социального развития государств-членов Союза. Необходимо продолжить работу по разработке более структурированной и предметной повестки, которая будет основываться на принципе приоритетных поставок продовольствия в условиях потенциальных кризисов.

Ключевым элементом экономического взаимодействия является транспортно-логистическая сфера. Развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, совершенствование таможенных процедур и создание эффективных логистических цепочек способствуют ускорению обмена товарами и услугами, сокращению времени доставки, снижению затрат и издержек, повышению доступности рынков.

Следует максимально задействовать транзитный потенциал и возможности географического положения ЕАЭС для выхода на внешние рынки, которые на данном этапе пока недостаточно используются государствами-членами Союза. Необходимо прилагать дополнительные усилия для развития евразийской транспортной инфраструктуры и экспорта товаров в третьи страны, максимально задействовав потенциал отношений с международными организациями и международными институтами развития.

В данном контексте успешная реализация перспективного проекта «Перекресток мира», предлагаемого Арменией, сыграет значимую роль в достижении намеченных целей по обеспечению транзитных перевозок по евразийским международным транспортным маршрутам. «Перекресток мира» может связать государства нашего региона автомобильными и железными дорогами, кабелями, газопроводами и линиями электропередачи.

2..jpg

Об укреплении уровня доверия между государствами-членами Союза

— Принципиально важным считаю укрепление уровня доверия. Для достижения желаемых результатов необходимы совершенствование таможенного регулирования с учетом правоприменительной практики, минимизации применения мер таможенного и иных видов госконтроля в отношении товаров, перевозимых государствами-членами по таможенной территории ЕАЭС, внедрение и развитие единой системы таможенного транзита.

Безусловным приоритетом является полное устранение существующих барьеров во взаимной торговле. Нужно также уделять внимание тем проблемным ситуациям, которые не квалифицируются как препятствие, но оказывают негативное влияние на внутренний рынок.

Вместе с тем отдельные положения Договора о Евразийском экономическом союзе позволяют государствам-членам вводить односторонние ограничительные меры, приводящие к коррозии внутреннего рынка Союза и формированию трудно прогнозируемых условий для представителей бизнеса. Полагаю, что статья 29 договора не является догматичной и нуждается в адаптации к современным реалиям и условиям экономической деятельности.

Отсутствие общей границы со странами ЕАЭС создает определенные трудности и экономические издержки для Армении. С одной стороны, это вызов для республики, с другой — возможность для ЕАЭС. Если нам удастся с помощью современных технологий обеспечить транспортную, транзитную и административную бесшовность, мы получим возможность для углубления отношений с заинтересованными третьими странами, что является базовой необходимостью для будущего развития и укрепления Союза.

Когда мы говорим об императиве дальнейшего экономического взаимодействия для обеспечения благосостояния общества, необходимо учесть важную роль, отведенную цифровизации, которая становится ключевым двигателем экономического развития Евразийского союза.

Все актуальнее становится вопрос переформатирования интегрированной информационной системы ЕАЭС. В стратегических документах уже намечены необходимые шаги для перехода на платформенные решения. В данном контексте важно четко определить роль наднационального регулирующего органа. Не вижу препятствий в том, чтобы точкой сбора для масштабного проекта стала Евразийская экономическая комиссия.

Армения также придает важное значение вопросу увеличения доли национальных валют в торговле.

О важности расширения географии внешнеэкономических связей

— Для продвижения экономических интересов особую важность имеет расширение географии внешнеэкономических связей ЕАЭС. Вовлечение государств-наблюдателей в реализацию совместных проектов, взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными третьими странами, региональными и международными организациями в сферах, представляющих взаимный интерес, с соблюдением взятых нами обязательств, будут не только способствовать росту взаимной торговли, но и повысят инвестиционную привлекательность наших стран.

В том числе ввиду своего географического положения Армения придает особую значимость дальнейшей практической реализации полноформатного соглашения с Ираном. Опыт функционирования временного соглашения с этой мусульманской республикой наглядно показал привлекательность ее рынка и перспективность дальнейшего углубления сотрудничества.

Достигнутый прогресс в переговорах с Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией в скором времени позволит выйти на завершающий этап и послужит новым импульсом интегрирования ЕАЭС в мировую экономику. Приветствую также развитие комплексного диалога по экономической повестке и расширение торгово-экономического сотрудничества с Индией, продолжение работ по таким приоритетным и перспективным направлениям, как Китай и Вьетнам.

О повышении эффективности деятельности ЕЭК

— Одной из ключевых составляющих эффективного развития ЕАЭС является системная и целенаправленная работа для постоянного совершенствования его институциональных и организационно-правовых основ путем устранения выявленных в ходе правоприменительной практики пробелов и выработки новых механизмов оперативного решения возникающих проблем. Налогоплательщики государств-членов Союза должны увидеть осязаемые результаты деятельности Евразийской экономической комиссии и ощутить преимущества взаимодействия и экономического сотрудничества.

Для полноценной реализации указанных инициатив важное значение имеет слаженная и эффективная работа самой ЕЭК. В связи с этим считаю необходимым повысить эффективность деятельности Комиссии, в том числе путем отбора профессионального кадрового состава и постоянного совершенствования функционала.

Убежден, что наращивание равноправного сотрудничества в рамках ЕАЭС в конечном итоге должно служить созданию комфортных условий для ведения бизнеса и полноценной реализации человеческого потенциала. Рассчитываю на сотрудничество и содействие со стороны государств-членов Союза в практической реализации инициатив армянского председательства в 2024  году.

Снимок эк07а12.jpg

Алексей Оверчук, заместитель председателя правительства России: «Динамику союзническому взаимодействию России и Армении придает интенсивный и доверительный диалог на высшем уровне»

— Наши страны связывают исторически дружественные отношения, основанные на принципах взаимного уважения. Россия и Армения — союзники, динамику нашему союзническому взаимодействию придает интенсивный и доверительный диалог на высшем уровне.

Россия — ведущий торговый партнер Армении. За девять месяцев 2023 года мы превысили показатели предыдущего года на 43,5% и вышли на объем в 4,4 млрд долларов. Мы практически достигли паритета в торговле.

Хорошие показатели имеются в поставках в Армению сельскохозяйственной продукции, в торговле металлами. В целях укрепления и расширения двусторонних деловых отношений, а также поддержки новых точек роста открыто представительство Российского экспортного центра в Армении. В 2023 году при содействии РЭЦ организовано и проведено 18 региональных бизнес-миссий деловых кругов из различных субъектов РФ.

Продолжаем развивать инвестиционное сотрудничество с Арменией. В республике работают более 40 крупных российских компаний. Часть из них являются крупнейшими налогоплательщиками страны. Состоялся перезапуск Российско-Армянского делового совета. Рассчитываем, что эта площадка закрепится в качестве серьезного подспорья для взаимодействия нашего бизнеса. Развиваем сотрудничество в финансово-банковской сфере. В январе — сентябре 2023 года в общих расчетах между Россией и Арменией доля рубля составила 90,3%.

В области транспорта продолжаем реализацию ранее достигнутых договоренностей с армянской стороной. Работает ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» в рамках концессионного договора о создании комфортных условий для осуществления перевозки пассажиров. Фактически мы уже поддерживаем строительство провозглашенного премьер-министром Армении Николом Пашиняном «Перекрестка мира». Через Евразийский фонд стабилизации и развития финансируется строительство четвертой очереди автодорожного коридора «Север — Юг». Объем поддержки по этой линии составляет 150 млн долларов. Также на согласовании коллегиальных органов фонда находится решение о поддержке строительства Каджаранского тоннеля, там объем поддержки будет 200 млн долларов. Весь портфель инвестиций фонда в 10 проектах в Армении оценивается в 533 млн долларов. Еще проекты на 300 млн долларов находятся на утверждении.

Крайне значимая тема в наших двусторонних отношениях — сотрудничество в сфере мирного использования атомной энергии. Здесь мы благодарны за принятое решение о продлении срока службы Армянской АЭС, в качестве исполнителя выбрана российская компания.

Одной из наиболее динамично развивающихся сфер нашего взаимодействия является туризм. За январь — сентябрь 2023 года в Россию осуществлено 269 тыс. поездок из Армении, в Армению же — 843 тыс. На полях Петербургского международного экономического форума в июне 2023 года между нашими государствами подписана дорожная карта о развитии туризма. Минэкономразвития России совместно с Комитетом по туризму Минэкономики Армении прорабатывают возможность организации в 2024 году для представителей туриндустрии и СМИ отраслевой бизнес-миссии в целях продвижения туристического потенциала наших стран.

Арман Гукасян, политолог.jpg

Арман Гукасян, политолог: «Экономические выгоды от ЕАЭС у Армении большие — это прекрасно понимают и публично отмечают представители республиканской власти»

— В прошлом году Армения продолжила активно наращивать свою экономику в рамках Евразийского союза на фоне существующих вызовов в регионе и на международной арене в целом. Благодаря участию в ЕАЭС ВВП республики за третий квартал 2023 года увеличился на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. При этом в первом квартале он вырос на 12,1%, во втором — на 9,1%.

В 2022 году из России в Армению произошел большой приток капитала и рабочей силы, в частности из ИТ-сферы, увеличился также армянский экспорт, в том числе реэкспорт в Россию. Эта волна придала импульс экономике республики, обеспечив рост ВВП на 12,8%. Согласно ряду прогнозов, по итогам 2023 года она прибавила более 7%.

При этом, по оценкам Евразийского банка развития, рост ВВП Армении за прошлый год составил 8,3% против ранее прогнозируемых 7,5%. Значительное увеличение объемов поступающих в страну денежных переводов и высокая туристическая активность обеспечили сильную динамику потребительского спроса в сфере услуг и торговом секторе. Поддержку ВВП оказал также существенный рост инвестиций и объемов строительства. Прогноз экономического роста в республике на 2024 год улучшен до 5,7% с прежних почти 5% на фоне улучшения прогноза по притоку денежных поступлений из России и сильного внутреннего спроса. Необходимо отметить, что Россия занимает первое место по туристическому потоку, а также по денежным переводам в Армению, что и обеспечивает ей стабильное экономическое развитие.

Многие скептики изначально отмечали, что Армении нужно воздержаться от членства в Евразийском союзе, так как якобы Союз не имеет перспектив, а экономика республики должна двигаться в сторону Запада вместе с Евросоюзом. Спустя годы ЕАЭС продемонстрировал не только свою эффективность, но и особую историческую необходимость. В период коронавируса в том числе благодаря Евразийскому союзу Армения и другие члены ЕАЭС смогли преодолеть существующие экономические вызовы. В условиях мировой турбулентности и навязанных извне санкций ЕАЭС не только выстоял, но и продолжил развиваться. Россия даже в нынешних сложных международных обстоятельствах остается локомотивом Союза и придает ему новый импульс.

В 2023 году товарооборот Армении с государствами ЕАЭС возрос на 41%. Внешнеторговый оборот республики со странами Союза в январе — октябре составил 5,7 млрд долларов, в том числе с Россией — 5,4 млрд. Экономические выгоды от ЕАЭС у Армении действительно большие. Это прекрасно понимают и публично отмечают также представители республиканской власти. В частности, зампредседателя Постоянной комиссии по региональным вопросам и вопросам евразийской интеграции Вагаршак Акопян заявил, что членство Армении в ЕАЭС на данный момент не имеет альтернативы.

За пять лет — с 2018-го по 2022-й год — Армения демонстрирует самый высокий прирост ВВП среди государств Евразийского союза. Так, в 2018-м она была единственной страной ЕАЭС, где темп роста ВВП превысил 5% (5,2%), а в 2019-м — 7% (7,6%). В 2021-м и 2022-м темпы роста ВВП оказались снова самыми высокими (5,8% и 12,6% соответственно). По заявлению Центрального банка РА, в 2024-м экономический рост республики продолжит ощущать на себе положительные эффекты, сформировавшиеся в предыдущие годы.

Экономические дивиденды Армении от членства в Евразийском союзе

За 5 лет — с 2018-го по 2022-й год — Армения демонстрирует самый высокий прирост ВВП среди стран ЕАЭС.

На 8,3% увеличился по итогам 2023 года ВВП Армении против прогнозируемых ранее 7,5%.

8,2 тыс. долларов составил к концу 2023 года ВВП Армении на душу населения, практически вдвое превысив уровень 2020-го.

На 39% вырос за 2023 год товарооборот Армении с другими государствами ЕАЭС, достигнув 7,8 млрд долларов.

4,4 млрд долларов от этой суммы приходится на Россию — главного торгового партнера Армении в ЕАЭС.

На 40,8% увеличился в 2023 году армянский экспорт в страны ЕАЭС, на 37,5% — импорт с территории Союза.