Развитие взаимовыгодного сотрудничества
— Узбекистан в качестве государства-наблюдателя при ЕАЭС продолжает активно участвовать в многосторонних мероприятиях и проектах, направленных на развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в рамках объединения.
Во-первых, совместно проведена результативная работа по формированию благоприятных условий, поиску новых точек роста и возможностей для расширения торговых отношений. По итогам прошлого года товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС увеличился на 23%. Устойчивая динамика роста наблюдается и в этом году.
Во-вторых, мы серьезно продвинулись в области промышленной кооперации. Только за последние годы в нашей стране запущены сотни проектов и предприятий в приоритетных отраслях с участием компаний из стран объединения.
В-третьих, созданы эффективные платформы для стимулирования бизнес-диалога, в том числе с привлечением потенциала регионов наших государств. В качестве примера хочу привести ставшую традиционной международную промышленную выставку «Иннопром. Центральная Азия». В апреле она в третий раз успешно прошла в Ташкенте, было представлено более двух тысяч компаний из стран ЕАЭС. По итогам заключены инвестиционные соглашения и торговые контракты на сумму свыше 10 млрд долларов.
В-четвертых, мы укрепляем институциональные механизмы, развиваем тесное и конструктивное сотрудничество с ЕЭК, принимаем активное участие в мероприятиях органов ЕАЭС.
В рамках трехлетнего плана совместной работы проведено более 200 мероприятий по гармонизации законодательства с международными нормами, по обмену опытом регулирования экономики, устранения барьеров, препятствующих развитию взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической и транспортно-коммуникационной сферах.
Узбекистан подключился к отдельным программам, отраслевым проектам в области упрощения торговых процедур, а также в сфере транспорта, сельского хозяйства, экологии и туризма.
Вместе с тем анализ текущей ситуации показывает наличие ряда сдерживающих факторов и нерешенных вопросов. Речь идет об отсутствии механизмов реализации инициатив государств-наблюдателей, направленных на развитие практического взаимодействия в рамках объединения.
Кроме того, не урегулированы вопросы, связанные с применением в странах ЕАЭС торговых ограничений, в том числе в отношении поставок сельхозпродукции, энергоносителей и прочих сырьевых товаров. Пока не дают ожидаемого результата и проекты, инициированные в сфере транспорта и логистики, в частности об ускоренной взаимной поставке качественной и доступной продовольственной продукции.
Адекватная реакция на новые вызовы
— Усиление глобальных вызовов, серьезные разрывы транспортно-логистических цепочек, растущие риски продовольственной и энергетической безопасности, другие проблемы обуславливают необходимость более тесной координации для решения первоочередных задач устойчивого социально-экономического развития наших стран.
Первое. Узбекистан готов к продолжению совместной работы по упрощению торговых процедур и созданию условий для кардинального увеличения объемов товарооборота между государствами ЕАЭС. Считаем, что этому будет способствовать принятие соглашения об устранении технических барьеров, взаимном признании сертификатов. В этих целях в Узбекистане полностью завершена подготовительная работа по гармонизации национальных технических регламентов с нормами ЕАЭС. Продолжим также работу по развитию взаиморасчетов в национальных валютах.
Второе. Расширению экономического сотрудничества и деловых контактов, на наш взгляд, будет способствовать интеграция электронных платформ и онлайн-систем таможенного администрирования, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного надзора, а также сертификации происхождения товаров. Готовы провести предметные консультации на экспертном уровне для выработки механизмов реализации этой инициативы.
Третье. Считаем важным принятие совместных мер по углублению промышленной кооперации и локализации как важного фактора создания новых рабочих мест и формирования индустриальных хабов на евразийском пространстве.
Заинтересованы в участии в многосторонних программах, направленных на оказание финансовой поддержки реализации кооперационных проектов. Речь идет в том числе об инициативе бизнес-сообщества в области перестраховочной деятельности и практического сотрудничества национальных институтов развития.
Для налаживания долгосрочных партнерских отношений на уровне бизнеса намерены также подключиться к деятельности делового совета ЕАЭС.
Четвертое. Взаимодействие в сфере транспорта и транзита является стратегическим направлением нашего партнерства. В нынешних реалиях важно усилить совместную работу по формированию альтернативных транспортных коридоров и созданию устойчивых логистических цепочек.
Поддерживаем развитие международных маршрутов Север — Юг и других магистралей, соединяющих наш регион с Китаем, странами Ближнего Востока и Южной Азии. Выступаем за тесную координацию в вопросах тарифной политики. Приглашаем также присоединиться к работе проектного офиса по реализации проекта строительства железной дороги Узбекистан — Афганистан — Пакистан.
Пятое. Считаем важным расширить наше сотрудничество в области продовольственной безопасности. В данном контексте важно стимулировать активное замещение импорта сельскохозяйственных товаров и продуктов питания. Продукция, производимая в наших государствах, обеспечит полноценное функционирование зеленого коридора, в том числе евразийского агроэкспресса. Важно поддерживать совместное проведение научно-прикладных исследований и внедрение инноваций, всесторонне содействовать деятельности и поощрять развитие кооперационных связей представителей агробизнеса наших стран. В этих целях предлагаем провести в Узбекистане аграрный форум в формате ЕАЭС плюс с участием министров сельского хозяйства, ведущих производителей и импортеров продовольствия.
Шестое. Узбекистан также заинтересован в более широком сотрудничестве при подготовке высококвалифицированных специалистов, налаживании партнерских отношений между вузами и центрами профессионального образования, участии в совместных проектах, поддержке научных исследований. Считаем необходимым разработать дорожную карту по совместной подготовке востребованных кадров инженерно-технических специальностей.