По его мнению, для решения этой проблемы необходимо разработать единую методику оценки и прогнозирования кадровой потребности индустрии туризма и гостеприимства с учетом структуры занятости: руководящие работники, линейный персонал и т.д.
«Важной проблемой, которая влияет на количество занятых в туристской отрасли, является уход из профессии уже работающих сотрудников. Это общемировая проблема. С одной стороны, она обострилась в период пандемии, когда из-за введенных ограничений отпала необходимость содержать большое количество персонала. С другой — есть и чисто субъективные причины, влияющие на работу в туротрасли», — отметил эксперт.
Он рассказал, что проведенное в 2022 году компанией Вrand Аnalytics совместно с РГУТИС исследование социальных медиа выявило следующие причины ухода работников из туристских профессий: большие психологические нагрузки (27%), влияние пандемии или других внешних факторов (24%), сложности в адаптации к требованиям профессии (11%).
«Здесь можно сделать вывод о том, что приходящие в туристскую отрасль работники прежде всего нуждаются в профессиональной адаптации и психологической поддержке. Причем вопрос адаптации сотрудников в туротрасли более важен по сравнении с другими сферами: IT, банки, медицина и т.д.», — прокомментировал Евгений Родионов.
Он обратил внимание на то, что важной проблемой в последние годы является снижение престижа туристских профессий. «Прежде всего это объясняется весьма невысокими зарплатами в индустрии гостеприимства. Средняя зарплата в гостиницах и предприятиях питания почти в два раза меньше, чем средняя зарплата по стране», — пояснил эксперт.
Евгений Родионов добавил, что на престижность туристских направлений в системе высшего образования также влияет уровень качества образования выпускников. «Для ряда вузов подготовка кадров в сфере туризма является непрофильной деятельностью при ежегодном выпуске не более 20 студентов. Из 474 образовательных организаций высшего образования подготовка кадров для туристской отрасли осуществляется в 265 университетах», — отметил спикер.
При этом, уточнил он, часть образовательных организаций не имеет достаточного учебно-методического обеспечения и квалифицированного профессорско-преподавательского состава, вследствие чего на рынок труда в туризме попадают кадры низкой профессиональной квалификации.
«Для непрофильных вузов становится типичной ситуация, когда студенты поступают на бюджетное или коммерческое обучение только из-за мотивации получения диплома о высшем образовании. Этому способствуют низкий проходной балл по ЕГЭ, относительная легкость и невысокая стоимость обучения. Все это приводит к невостребованности выпускников на рынке труда. По данным экспертов, более 70% работников индустрии туризма и гостеприимства не имеют профильного образования», — подчеркнул Евгений Родионов.
В связи с этим, полагает он, необходимо предусматривать меры по популяризации туристской профессии среди молодежи и повышению мотивации к работе в индустрии туризма и гостеприимства.
«Во-первых, нужно подумать об увеличении и распределении выделяемых бюджетных мест в системе высшего образования. Так, в 2022 году Минобрнауки России выделило вузам на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки «Сервис и туризм» 6722 бюджетных места. Правда, при этом существует некоторая диспропорция в распределении числа обучающихся в разрезе приоритетных туристских макротерриторий. В результате объемы выпуска кадров не успевают за ростом спроса со стороны работодателей, — посетовал эксперт. — Мы понимаем, что распределение бюджетных мест осуществляется по определенной утвержденной методике. Но, возможно, Минэкономразвития стоит принять шаги для адаптации данной методики к актуальным потребностям сфере туризма, чтобы учитывать при распределении разные факторы».
По мнению спикера, для тех регионов, где подготовка кадров для индустрии туризма осуществляется в недостаточном объеме, целесообразными видятся лицензирование направления подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» на базе крупных региональных вузов, создание учебно-тренинговых центров для проведения практико-ориентированной подготовки, развитие сетевого взаимодействия с профильными вузами других субъектов страны.
«В рамках стратегических сессий по развитию туризма, проводимых в этом году Правительством России, была озвучена дополнительная кадровая потребность в индустрии туризма и гостеприимства до 2030 года в объеме более 400 тысяч человек, — напомнил Евгений Родионов. — Не обсуждая методику расчета данного показателя, хочу отметить, что есть несколько вариантов его достижения: подготовка в рамках среднего профессионального и высшего образования, корпоративное обучение на туристских предприятиях, привлечение внешних мигрантов и развитие внутренней трудовой миграции. Наибольшим потенциалом в решении задачи увеличения числа занятых в индустрии туризма и гостеприимства является так называемый «быстрый путь». Он базируется на реализации программ дополнительного профессионального образования как для действующих работников отрасли, так и для граждан, находящихся в поиске работы или желающих сменить сферу профессиональной деятельности».