Эффект синергии. Выступая в середине ноября на совещании под председательством главы Правительства РФ Михаила Мишустина, вице-премьер Дмитрий Чернышенко рассказал о работе над новым национальным проектом в сфере туризма и гостеприимства. Его целевые показатели — доведение количества турпоездок по России до 140 млн в год и увеличение числа занятых в туротрасли до 5 млн человек. Таким образом, планируется, что к 2030 году будет обеспечен рост основных показателей минимум в два раза.

В настоящее время разрабатывается комплексный план по подготовке и утверждению национального проекта. Он включает в себя формы проектного управления, создания института развития, которые займутся стимулированием спроса на турпродукт, помощью в создании самого продукта. Также предусмотрено комплексное освоение территорий, включая планирование турпотоков, мастер-планирование, зонирование кластеров, развитие рынков земельных участков, которые будут предоставляться для строительства объектов туриндустрии.

«Президент дал согласие на запуск нового нацпроекта. Со всеми заинтересованными государственными, общественными организациями, с рабочей группой Госсовета, с бизнес-сообществом проведена подготовительная работа, и создана правительственная комиссия по развитию туризма. В нее вошли все губернаторы, представители основных бизнесов туротрасли, — сообщил Дмитрий Чернышенко. — Задача — сохранить прежде всего существующий турбизнес и создать понятные прозрачные условия для всех участников рынка, особенно в текущих сложных обстоятельствах. После этого — дать возможность привлечь инвестиции в индустрию и подкрепить их необходимыми гарантиями. Принципы государственного-частного партнерства станут основой механизма реализации нацпроекта. Это позволит обеспечить эффект синергии, когда на каждый вложенный рубль бюджетных инвестиций будет привлечено не менее 3-4 рублей средств частных инвестиций».

Качественно новый подход. «Федеральные целевые программы состояли из перечней проектов строительства или реконструкции туристических объектов, которые предлагались регионами для федерального софинансирования. Здесь традиционно обнаруживались проблемы с отбором объектов, организацией их в единую систему и даже с их завершением. Национальный проект предлагает нам качественно новый подход — комплексный. Ведь он включает в себя не только инструменты формирования перечня объектов, но и широкий арсенал мер, которые охватывают влияние на весь рынок туризма. Для крупных инвесторов он предусматривает субсидирование процентной ставки по кредитам, для небольших — грантовую поддержку, для туроператоров — субсидирование турпродукта, для населения — субсидирование стоимости туров по России по программе кешбэка», — прокомментировал на онлайн-конференции почетный президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

По его мнению, другое принципиальное отличие — в финансировании. На 10 лет реализации мероприятий нацпроекта запланировано около 630 млрд рублей, и это не конечная сумма. А по ФЦП в год в среднем выделяется от 7 до 11 млрд по разным каналам. При этом вопрос освоения средств должен быть проработан очень грамотно — как с точки зрения их распределения по территориям, так и общественного контроля за реализацией нацпроекта.

«Особое значение нужно придать мерам оперативного характера. Всегда нужно помнить, что кризис — это новые возможности. Так, из-за пандемии рынок внутреннего туризма получил импульс к развитию. И одной из таких возможностей является реабилитация переболевших коронавирусом в санаторно-реабилитационных учреждениях, которые в нынешнем году не только выдержали поток таких посетителей, но и наладили специальные схемы работы. Развитие этого направления может решить вопрос круглогодичной загрузки коллективных средств размещения. Для этого на старте нацпроекта необходимо продлить действие программы кешбэка и вести работу по популяризации лечения на российских курортах через СМИ и специальные программы Минздрава РФ», — подчеркнул Сергей Шпилько.

Отечественного туризма без зарубежного не бывает. По мнению члена президиума Альянса туристических агентств, генерального директора сети турагентств «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, 2020 год явился очень показательным: все работники туристической отрасли РФ увидели, насколько туризм хрупок и уязвим. «Когда начали закрывать страны — Китай, Италию, мы не придали этому большого значения, но я представить себе не мог, что закроют туры по России. Мало того что был закрыт въезд между регионами, но были и ситуации, когда люди не могли перемещаться даже в пределах своего региона. Хуже этой ситуации придумать нельзя», — признался Мкртчян. Когда ситуация с пандемией пошла на спад, турагенты стали пристально наблюдать за распоряжениями глав регионов в области снятия ограничений. Например, губернатор Краснодарского края открыл курорты 22 июня, и уже через четыре дня те были заполнены туристами, некоторые отели стали на «стоп».

По убеждению спикера, не бывает российского туризма без зарубежного — въездного, поскольку все элементы туротрасли тесно связаны между собой: если мы не можем ездить в другие страны, то и к нам не могут въезжать туристы. «Если мы хотим сделать хороший, качественный, конкурентоспособный сервис, чтобы обеспечить большой поток туристов в регионы России, мы должны работать в условиях конкуренции, поэтому границы должны быть открыты. Конкуренция на внешнем рынке должна существовать. Люди хотят ездить, главное — не ставить барьеры. Лучшая помощь — не мешать», — резюмировал Алексан Мкртчян.

Показательные кейсы. Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин напомнил, что интерес власти к развитию туризма внутри страны возник не в 2020 году, причем цели проекта были амбициозные: требовалось обеспечить утроение внутренних и въездных потоков туристов, то есть показатель роста турпотока должен был составлять 5-7% в год. На данный момент, по словам специалиста, внутренний туризм представлен всего двумя наиболее показательными кейсами, где стабильно растут показатели. Это Крым, где за 6 лет показатели росли каждый год и в 2020 году составили 25%, и Великий Устюг, показатель которого составляет 10-15% в год.

По мнению Сергея Ромашкина, на развитие внутреннего и въездного туризма должны быть направлены две совершенно разные программы, которые будут предполагать разные аудитории, подходы, наполнение кейсов. Туроператор «Дельфин» работает на международном рынке, где привлечь туристов стоит денег. По оценке спикера, экспорт туристических услуг России будет стоить 28 млрд. «Если ориентироваться на эту цифру, то надо тратить порядка 280 млн долларов в год, чтобы продвигать Россию на зарубежном рынке», — сообщил Сергей Ромашкин.

Как отметил эксперт, во внутреннем туризме ситуация проще. Для привлечения туристов в крупнейшие по туристической значимости города — Москву, Санкт-Петербург, Казань — необходимо создавать цифровой облик региона. «Если мы хотим увеличить турпоток сюда, мы должны утроить турпоток. Для этого требуются определенные интеллектуальные идеи и ресурсы, небанальные, которые нужно развивать и внедрять до 2035 года. При этом мы не надеемся на финансовую помощь государства, от него мы ждем скорее интеллектуальной планки и стандартизации стратегии», — сказал Сергей Ромашкин.

Путешествие за впечатлениями. По замечанию директора экскурсионного бюро «Ваш персональный гид» Алексея Павловского, туризм часто рассматривают с точки зрения отрасли и инфраструктуры, брендинга — тех вещей, которые мало завязаны на впечатлениях, тогда как человек отправляется в путешествие именно за ними. «Сейчас такое время, когда у жителей регионов возникла уникальная возможность поближе узнать свою малую родину. Правда, у местных экскурсоводов возникает конкуренция с другими видами проведения досуга — кино, театрами», — рассказал Алексей Павловский.

Он отметил, что сезон-2020 был коротким, потому что на законодательном уровне деятельность экскурсионных бюро легально началась только в августе, и совсем недавно сезон завершился. При этом совершенно ничтожным стало количество коллективных туров — то, что всегда было основой для отрасли, сегодня заказы переместились в сегмент индивидуальных. «Такие туристы заказывают экскурсии-поездки в близлежащие города: в Ростовской области близко к региональному центру расположены крупные туристические центры: Таганрог, Новочеркасск, Азов, Старочеркасская. В этом году трафик увеличился, потому что потребность людей получить впечатления от путешествия никуда не делась, приезжали люди из Москвы, Петербурга, северных регионов», — сообщил Алексей Павловский.

По его оценке, чемпионат мира-2018 тоже принес большую узнаваемость региону, правда, эффект получился отложенным: футбольные болельщики в меньшей степени ориентированы на просмотр достопримечательностей и посещение музеев. Но они делают фото, выкладывают их в социальных сетях, и уже потом их знакомые и коллеги, ориентируясь по этим наводкам, делают выбор для путешествия. Так и произошло в 2019 году: появился спрос на посещение Ростовской области. «У нас строились гостиницы, появился лучший в России аэропорт — Платов, что тоже способствует путешествию в наш регион. Что касается помощи от государства — от него стоит ждать повышения комфортности нахождения в регионе, потому что пока здесь работа не ведется, комфортность путешествия оставляет желать лучшего. Это влияет на те отзывы, которые получает наш регион. Инфраструктура находится в ожидании, что ей уделят внимание», — заключил Алексей Павловский.

Инструмент для самовыражения. Директор по развитию экскурсионного бюро «Нескучный Нижний», председатель правления Нижегородской гильдии экскурсоводов Александра Шарова полагает, что грамотно национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» возможно будет реализовать лишь при условии четкого понимания, на что тратить выделенные средства. Согласно ее оценке, то, что имеется сейчас в продвижении внутреннего туризма, — это середина XX века. Спикер уверена, что сегодня необходимо ориентироваться на ценность туристов, так как жизнь стремительно меняется, поэтому нужно смотреть на индустрию глазами туристов и понимать, чего они сами ждут и хотят. «В августе-сентябре мы наблюдали фантастический бум индивидуальных туристов. Это связано с тем, что во время действия ограничительных мер люди засиделись дома и готовы были ехать куда угодно», — констатировала Александра Шарова.

Она заметила, что туризм — хороший инструмент для самовыражения и восполнения собственной креативности, метод образования и воспитания, а с точки зрения экономики — это доход, создание рабочих мест в смежных отраслях. «Но в XXI веке туризм — это политика, и я уверена, что как только откроют границы, к нам поедут иностранные гости, поскольку мы не одни засиделись дома, вся Европа засиделась. По опыту чемпионата мира мы понимаем, что нет более действенного позиционирования на рынке туристических услуг, чем туризм в нашу страну», — сказала Александра Шарова.

Она предложила посмотреть на самое современное применение туризма в жизни, а именно в борьбе за квалифицированные трудовые ресурсы, которая сейчас идет не на уровне стран, а на уровне городов. Самые продвинутые, яркие, многообещающие и самые образованные кадры торопятся перебраться в Москву. Чем территория может удержать кадры? Эксперт уверена, что в этом случае очень эффективен туризм в качестве удержания, поскольку востребованные кадры хотят жить на яркой территории, наполненной смыслами, которая будет нравиться туристам из других городов.

«Нужно постоянно вбрасывать новые темы, новые смыслы, новые картинки и новые туристические активности. В прошлом году мы написали новые экскурсии для восьми районов Нижнего Новгорода, по пяти из которых ранее нога туриста не ходила. Если мы сами будем быстро меняться, настолько, насколько быстро меняется наш турист, наша страна и мир вокруг, настолько мы и сможем в жизни сохраниться и сделать туризм отраслью, привлекательной для инвестиций, интересной для людей и прекрасным местом работы для нас», — обобщила Александра Шарова.