По словам Сергея Шпилько, в целом по России численность размещающихся, несмотря на четырехкратное падение числа прибытий во время пандемии и до первого полугодия 2022 года, составила около 31 млн человек, превысив на 3% этот показатель в доковидном 2019 году. Рост доходов коллективных средств размещения в первом полугодии текущего года составил 16% к 2019 году — это указывает на то, что, являясь самой пострадавшей от пандемии отраслью экономики, туризм показал себя одной из самых эффективных отраслей в плане импортозамещения.

«Главным бенефициаром этой истории стал Южный федеральный округ, где еще в 2021 году доходы коллективных средств размещения выросли на 37%. Больше всех пострадал Центральный федеральный округ, где на 32% снизились доходы, поскольку данный макрорегион очень зависим от командировочной активности и иностранных прибытий, — прокомментировал эксперт. — Дальневосточный федеральный округ на этом фоне оказался в небольшом плюсе — на 6% больше по доходам, чем в первой половине 2019 года, что можно и нужно считать неплохим результатом. ДФО тоже пострадал от падения въездного туризма, особенно досталось Приморью, где число международных прибытий сократилось в 13 раз. Тем не менее, если взять доходы коллективных средств размещения Бурятии, то они выросли на 675 млн рублей, Камчатки — на 600 млн рублей».

Сергей Шпилько отметил, что Дальний Восток оказался в плюсе в первую очередь из-за спроса на природоориентированный туризм, открывающий больше возможностей для самоизоляции в немассовой поездке, что было важно во время пандемии. Вторым триггером стали чартерные программы, сделавшие доступной дальневосточную экзотику по ценам Турции эконом-класса. Этот проект сыграл исключительно важную роль в позиционировании Дальнего Востока на отечественной туристской карте, показав, что есть такие далекие и заманчивые достопримечательности, которые могут быть доступными для всех соотечественников при условии, что государство озаботится программами кешбэка, субсидированием чартерных авиабилетов и другими мерами поддержки. Спикер подчеркнул, что, с точки зрения устойчивого туризма, необходимо продолжать, делая акцент на межсезонье, что позволить наращивать турпотоки и обеспечивать сбалансированность нагрузки на природу и пространство.

«Если говорить о регулировании проблем, нужно понять, что устойчивый туризм кажется «ботаническим», — сформулировал Сергей Шпилько. — Во всем мире не то, что инвесторам, но и самим туристам понятно, что развивать туризм на таких территориях, как Дальний Восток, не на принципах устойчивого развития, — лучше бы совсем этого не делать. Какие узкие проблемы нужно решать?

Первое — зарезервировать все оставшиеся лучшие рекреационные земли для их комплексного туристского освоения, в том числе ту часть «Дальневосточного гектара», которая используется неэффективно. Почему? Потому что таких земель не слишком много и большинство из них уже полностью засижено замельченным землеоотводом и средствами размещения на базе ИЖС. То есть оперативного простора для стратегического инвестора почти не остается. Надо спасти эти земли и решать вопрос по адресному переводу земель из сельскохозяйственного и лесного фонда в рекреационные земли.

Второй вопрос — необходимость развивать крупные сегменты с разными составляющими: рекреационными, бальнеологическими, экологическими и другими. К решению этого вопроса надо подойти комплексно и сделать ставку на кластерный подход. Третья задача — решить вопрос об эффективности взаимодействия турбизнеса и инвесторов с администрациями ОПТ.

Далее, конечно, нужно помочь стратегическим инвесторам. Также необходимо сделать все возможное для загрузки средств размещения объектов показа в межсезонье: кешбэк, чартеры, грантовая поддержка соответствующих проектов. Кроме того, нужно отменять НДС для туроператоров и также отменить хотя бы на время НДС не только на услуги размещения, но и на гостиничное обслуживание. Помимо этого необходимо разработать комплекс мер по обеспечению туризма на Дальнем Востоке современными транспортными средствами: вертолетной авиацией, маломерными судами, автомобильной техникой повышенной проходимости. Сюда стоит добавить решение проблемы с управлением полетов, заходом иностранных судов и другими вопросами логистики.

Восьмое: необходимо комплексно подойти к подготовке туристских кадров: инструкторов, горных проводников, гидов, егерей. Сейчас аттестация инструкторов-проводников начинается, но до комплексной системы подготовки еще далеко. Наконец, девятое — чрезвычайно важно сделать все возможное для эффективного вовлечения в туриндустрию коренных народов Дальнего Востока. Пока они сохраняют традиционный образ жизни, хозяйственного, религиозного, культурного образа жизни, Дальний Восток — это великий, уникальный живой музей истории. Если это величайшее этнологическое наследие не удастся сохранить, останется только музей природы, и это огромная разница».