Колоссальный потенциал для развития
В 2024 году Форум креативных индустрий «Креаторика» проходил во второй раз. Традиционно ее организатором выступили Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, центр «Мой бизнес» при поддержке Правительства Ростовской области и Министерства экономического развития региона.
В нынешнем году форум развернулся на 17 площадках: помимо Центра истинных ценностей «Креаторика» работала на базе ведущих донских вузов, Областной филармонии, Молодежного театра, выставочных залов. Собрались дизайнеры, архитекторы, искусствоведы, IT-специалисты, представителий гастрономии, СМИ, кино — все, кто имеет отношение к креативным индустриям.
11 октября в Центре истинных ценностей состоялась панельная дискуссия на тему «Развитие креативных индустрий на Дону». В ней приняли участие первый заместитель губернатора Ростовской области Александр Скрябин, министр экономического развития региона Максим Папушенко, депутат Государственной думы России Екатерина Стенякина, представители бизнеса и культуры. Модератором выступила директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Яна Куринова.
«Рынок креативных индустрий в экономике страны становится более весомым и значимым. Донское правительство, понимая это, налаживает межотраслевое сотрудничество. Сегодня на территории региона количество хозяйствующих субъектов креативных индустрий составляет 9,5 тысячи. Вклад креативных индустрий в валовый региональный продукт практически равен 2%. Следуя вектору, заданному президентом России, планируем, что к 2030 году эта цифра в ВРП достигнет 6%», — подчеркнул Александр Скрябин.
«На предприятиях креативных индустрий, связанных с модой, дизайном, мы видим колоссальный потенциал снижения издержек, потому что в этих отраслях много ручного труда. В рамках реализации приоритетной программы «Повышение производительности труда» планируется создание Центра компетенций по роботизации, автоматизации в реальном секторе экономики», — отметил Максим Папушенко. Он также анонсировал создание центра компетенций по промышленному дизайну и креативным индустриям.
«В нашей компании работают 1,5 тысячи сотрудников, а 22 года назад было всего девять человек. Наша работа — это и есть креатив. Все, что мы создаем, — в большинстве своем идеи, которые генерирует молодежь. Наша задача — дать молодым людям возможность творчески развиваться, и мы это делаем: 80% идей воплощаются в жизнь. Мы помогаем становиться на ноги новым компаниям, которые потом уходят в самостоятельное плавание», — поделился основатель и владелец ООО «Издательский дом «Проф-Пресс» Святослав Шалай — один из крупнейших издателей детских книг в стране.
Прецедент для медиарынка России
Международный издательский холдинг «ЕвроМедиа» представил на форуме «Креаторика-2024» книгу «Мой бизнес. Истории донских предпринимателей» под редакцией Андрея Бережного. В нее вошли 20 интервью с представителями бизнес-сообщества Ростовской области. Ранее все они были представлены на сайте журнала «Нация». Многие герои проекта присутствовали на презентации. Они подтвердили актуальность книги и выбранный авторами формат.
«На наш взгляд, книга является прецедентом в России, потому что рассказывает истории предпринимателей из разных отраслей экономики — от турбизнеса и медицины до производства и агросектора. Знакомясь с этими историями, мы видим, что воля и замысел предпринимателя, если они воплощаются в жизнь, приносят пользу и коллективам компаний, и обществу в целом», — отметил руководитель МИД «ЕвроМедиа» Владимир Денисов.
«Поддерживаю инициативу «ЕвроМедиа» в освещении историй донских предпринимателей. В книге «Мой бизнес» собраны именно такие истории. Здесь каждый для себя может найти что-то новое или вдохновиться примером уже успешно реализованного проекта. Выражаю слова благодарности всем, кто был задействован в создании книги. Уверен, что она может стать учебным пособием для нового поколения предпринимателей», — высказал мнение Александр Скрябин.
«Книга «Мой бизнес» объединила на своих страницах трудолюбивых, стойких и успешных людей. Это истории большого успеха, истории преодоления вызовов и проблем, истории того, как люди пришли к успеху. Это выдержка, характер, настойчивость и целеустремленность, а главное, крепость при встречном ветре, когда появлялись препятствия на их пути. Я уверен на сто процентов, что подобные проекты всегда вдохновляют и воодушевляют людей, говорят, что все возможно, и все зависит только от самого человека. Это очень хорошая практика, мы будем и впредь помогать реализации подобных проектов», — прокомментировал Максим Папушенко.
В тему
В Москве в Президентской академии состоялось первое заседание Экспертного совета по развитию креативной экономики. Выступая на нем, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева отметила, что АСИ подходит к вопросам креативных индустрий комплексно, взаимодействуя со всеми участниками процесса — федеральными и региональными ведомствами, законодателями, профессиональным сообществом, бизнесом и экспертами. Центр развития креативной экономики АСИ активно работает над формированием нормативно-правовой базы, а также занимается аналитикой совместно с ключевыми партнерами — Росстатом и Высшей школой экономики.
Так, ранее АСИ публиковало отчеты по регионам, которые наглядно демонстрировали, какой вклад отмечается у крупных городов в креативные индустрии, какое число занятых наблюдается в этой сфере. Согласно проведенному исследованию, сегодня вклад креативных индустрий в общий ВВП страны находится на уровне 3,5%. В соответствии с определенными президентом национальными целями эта цифра должна быть доведена до 6%.
«Мы завершили исследование креативной экономики в России, разработали 12 дорожных карт по 16 направлениям креативных индустрий. Сформирован перечень кодов ОКВЭД в сфере креативных индустрий. Совместно с Минэкономразвития разработаны ключевые показатели креативных индустрий и оценка их вклада в экономику, в том числе в развитие смежных отраслей. В связи с принятием закона о развитии креативных индустрий мы обновляем стандарт, в котором будут уточнены и детализированы конкретные шаги по развитию креативных индустрий в регионах, актуализирован перечень региональных практик, предусмотрено формирование регионального профильного законодательства и представлены соответствующие рекомендации», — рассказала Светлана Чупшева.
48 регионов уже внедряют в свою работу Стандарт развития креативной экономики, и почти половина из них готовится представить стратегии креативных индустрий уже в декабре.
«Координировать креативные команды должны высококвалифицированные творческие специалисты, поэтому АСИ создало Клуб продюсеров. Это первое в России сообщество, которое является основой креативного сектора страны, определяющего направления развития отрасли. С момента запуска в марте 2024 года клуб уже объединил более тысячи продюсеров и предпринимателей сферы креативных индустрий. Сообщество помогает решать вопросы, касающиеся запуска и развития региональных проектов, повышения их эффективности, создания возможных коллабораций. Такая работа стимулирует укрепление российских брендов и производителей на внутреннем и внешних рынках», — прокомментировала гендиректор АСИ.
Текст: Кирилл Власенко