По словам Алексана Мкртчяна, 2020 год явился очень показательным: все работники туристической отрасли страны увидели, насколько туризм хрупок и уязвим. «Когда начали закрывать страны — Китай, Италию, мы не придали этому большого значения, но я представить себе не мог, что закроют туры по России. Мало того что был закрыт въезд между регионами, но были и ситуации, когда люди не могли перемещаться даже в пределах своего региона. Хуже этой ситуации придумать нельзя», — вспоминает он. Когда ситуация с пандемией пошла на спад, турагенты стали пристально наблюдать за распоряжениями глав регионов в области снятия ограничений. Например, губернатор Краснодарского края открыл курорты 22 июня, и уже через 4 дня после открытия курортов, 26 июня, курорты были заполнены туристами, некоторые отели стали на «стоп».
По мнению спикера, не бывает российского туризма без зарубежного — въездного, поскольку все элементы туристической отрасли тесно связаны между собой: если мы не можем ездить в другие страны, то и к нам не могут въезжать туристы. «Если мы хотим сделать хороший, качественный, конкурентоспособный сервис, чтобы обеспечить большой поток туристов в регионы России, мы должны работать в условиях конкуренции, поэтому границы должны быть открыты. Конкуренция на внешнем рынке должна существовать. Люди хотят ездить, главное — не ставить барьеры. Лучшая помощь — не мешать», — подытожил Алексан Мкртчян.
Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин рассказал о том, что интерес власти к развитию туризма внутри страны возник не в 2020 году, причем цели проекта были амбициозные: требовалось обеспечить утроение внутренних и въездных потоков туристов, то есть показатель роста турпотока должен был составлять 5-7% в год. На данный момент, по словам специалиста, внутренний туризм представлен всего двумя наиболее показательными кейсами, где стабильно растут показатели. Это Крым, где за 6 лет показатели росли каждый год и в 2020 году составили 25%, и Великий Устюг, показатель которого составляет 10-15% в год.
По мнению Сергея Ромашкина, на развитие внутреннего и въездного туризма должны быть направлены две совершенно разные программы, которые будут предполагать разные аудитории, подходы, наполнение кейсов. Туроператор «Дельфин» работает на международном рынке, где привлечь туристов стоит денег. По словам спикера, экспорт туристических услуг России будет стоить 28 млрд. «Если ориентироваться на эту цифру, то надо тратить порядка 280 млн долларов в год, чтобы продвигать Россию на зарубежном рынке», — сообщил Сергей Ромашкин.
Как отметил эксперт, во внутреннем туризме ситуация проще. Для привлечения туристов в крупнейшие по туристической значимости города — Москву, Санкт-Петербург, Казань — необходимо создавать цифровой облик региона. «Если мы хотим увеличить турпоток сюда, мы должны утроить турпоток. Для этого требуются определенные интеллектуальные идеи и ресурсы, небанальные, которые нужно развивать и внедрять до 2035 года. При этом мы не надеемся на финансовую помощь государства, от него мы ждем скорее интеллектуальной планки и стандартизации стратегии», — такими словами закончил свое выступление Сергей Ромашкин.