Сейчас более 10 федеральных законов регулируют деятельность отдельных креативных индустрий: кинопроизводство, информационные технологии, архитектуру, промышленный дизайн и пр., и их регуляторика распределена между целым рядом органов государственной власти. Это привело к «лоскутности» в регулировании и управлении креативной экономикой в целом. Принятый закон направлен на решение проблемы.

«Это часть системной работы Агентства стратегических инициатив по развитию креативной экономики, которую мы ведем последние годы. Благодаря сотрудничеству с депутатами, правительством и креативным сообществом удалось подготовить закон, который позволяет говорить о развитии креативных индустрий в комплексе, при этом давая возможность региональным властям оказывать меры поддержки тем направлениям, которые нуждаются в ней прежде всего. Вкупе с внедрением регионального стандарта развития креативных индустрий мы выполняем поручение президента, которое способствует в конечном счете достижению целевого показателя национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика», — прокомментировала генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.

Ко второму чтению закон был существенно доработан. Ключевое отличие новой редакции заключается в расширении полномочий регионов по развитию креативных индустрий с учетом местной специфики, определению критериев отнесения к субъектам креативных индустрий в соответствии с местными нормативными правовыми актами. То есть реестр субъектов креативных индустрий будут формировать регионы, а ответственный ФОИВ будет вести единый федеральный реестр.

По сравнению с редакцией, принятой в первом чтении, появилось новое определение понятия креативного кластера. Также появилось положение, согласно которому проводить оценку вклада креативной экономики в экономику РФ будет Росстат в соответствии с утвержденной им методологией.

Сформирован открытый перечень, допускающий возможность отнесения к креативным индустриям различных видов деятельности и видов креативных индустрий, которые прямо не названы в законе. Например, установлены четыре укрупненных вида креативных индустрий: индустрии, основанные на историко-культурном наследии; индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства, результатах издательской и исполнительской деятельности; индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях; индустрии, основанные на прикладном творчестве.

«Креативные индустрии становятся отдельным сектором экономики страны и рассматриваются как мощный инструмент, который может стать существенным драйвером ее развития. Ранее не было механизмов системной поддержки креативный индустрий, поскольку не было соответствующих понятий в федеральном законодательстве. Оптика сейчас тоже изменилась: мы говорим про поддержку бизнеса, инвестиции, прямые и косвенные экономические эффекты и экспорт в креативных индустриях. Основным инструментом станет разработанный АСИ региональный стандарт по креативным (творческим) индустриям, который уже внедряют 45 субъектов. Мы верим, что регионы, внедряющие лучшие практики и подходы в этой сфере, смогут действительно зарабатывать на креативной экономике, а за счет внедрения мер поддержки, инфраструктуры, образования, создания благоприятной среды предприниматели смогут реализовать свои проекты и строить талантоцентричную, несырьевую экономику в России», — отметила директор Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.