Только в России за 2022 год открыто свыше 300 новых крупных и средних производств, в основном импортозамещающих. Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия также имеют в активе немало интересных инвестпроектов.

Осознанная интеграция. К началу 2022 года экономики государств Евразийского союза подходили во вполне приличной форме. Постпандемийное восстановление всех отраслей шло ускоренными темпами, рост ВВП в предыдущем году ускорился до 2,9%, что позволило перекрыть потери сложного 2020 года и выйти на цифры довольно успешного 2019-го. Постоянно увеличивался товарооборот внутри ЕАЭС, наращивалась доля инвестиций, которые страны Союза делали в экономики своих соседей.

Таким образом, можно было все смелее говорить, что ЕАЭС становится полноценным экономическим пространством со значимой долей в мировом ВВП (до 4% в разные годы своего существования). При этом основными вызовами для Союза стали даже не пандемийные катаклизмы, мировой экономический и энергетический кризисы, а геополитика.

На этом фоне интеграционные процессы приобретают особую важность: вместе противостоять масштабным пертурбациям гораздо легче, чем поодиночке. Об этом не устают напоминать и лидеры входящих в ЕАЭС стран. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что на фоне разного рода запретов и пошлин, серьезно ограничивающих мировую торговлю, «наше активное сотрудничество в рамках ЕАЭС позитивно отличается от глобальных тенденций, и это внушает оптимизм».

Несмотря на геополитическую напряженность, взаимная торговля в Союзе продолжает демонстрировать положительную динамику, подчеркнул на очередном заседании Евразийского межправительственного совета в Алма-Ате премьер Армении Никол Пашинян. По его словам, в январе — ноябре 2022 года товарооборот между Арменией и государствами ЕАЭС увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2021-го более чем на 90% и составил 4,6 млрд долларов. Пашинян считает необходимым продолжить в евразийском интеграционном объединении работу, построенную на прочном фундаменте внутренних возможностей и направленную на обеспечение экономического развития, повышение конкурентоспособности национальных экономик и благосостояния граждан.

«Для достижения этих целей важно создать комфортные условия для бизнеса, работать над устранением препятствий, наращивать сотрудничество в сфере предпринимательства. Решающую роль по-прежнему играют меры, направленные на поддержку производителей на всех этапах производства. В этом контексте хотел бы подчеркнуть важность скорейшей разработки и принятия нормативно-правовых актов, направленных на применение механизмов финансовой поддержки проектов промышленной кооперации, имеющих интеграционный потенциал. По нашим оценкам, развитие этого направления позволит сосредоточить усилия на собственном производстве в таких сферах экономики, как машиностроение, радиоэлектроника, авиастроение, программное обеспечение, фармацевтика и медицинская промышленность», — перечислил премьер.

Глава российского правительства Михаил Мишустин сообщил о рекордных объемах двустороннего товарооборота (в январе — ноябре 2022 года он вырос на 77% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го, превысив $4,1 млрд) и предложил государствам ЕАЭС реализовать новые проекты, пригласив предпринимателей дружественных стран активнее работать на рынке РФ.

modern-operational-plant-equipment-assembly-line-producing-fiberglass-heavy-industry-machinery-metalworking-workshop-concept 1.jpg

Промышленники подали пример. Неплохим драйвером для развития общеэкономического пространства ЕАЭС послужило постоянное наращивание инвестиций — как взаимных, так и извне. При этом продолжалась интеграция. Например, значительный эффект имело создание Карты индустриализации, которая, по задумке Евразийской экономической комиссии, должна координировать инвестиционную политику, указывать на точки роста и избежать ненужной конкуренции проектов, ресурсы на которые и так ограничены. Одновременно карта должна способствовать формированию единого фронта пяти государств ЕАЭС по активному поиску и выходу на перспективные внешние рынки.

Разработка Карты индустриализации — важный и логичный шаг на пути экономической интеграции в рамках Евразийского союза. Впервые идея проекта, который должен координировать инвестиционную и производственную работу, была озвучена в начале 2019 года. ЕЭК предложила составить перечень промышленных предприятий (как действующих, так и только планируемых к открытию), чтобы исключить дублирование производств, а также создать основу для дальнейшей промышленной кооперации в рамках ЕАЭС. В частности, предполагалось усилить взаимодействие и координацию совместной промышленной политики в авиа- и судостроении, автомобильной, легкой, строительной и фармацевтической промышленности, производстве строительно-дорожной, специальной и коммунальной техники, сельскохозяйственном и лесном машиностроении.

Основной акцент сделан на импортозамещении. Так, в 2022 году реализовано 25 проектов на общую сумму $21,2 млрд в автомобильной, станкоинструментальной, электротехнической, химической, металлургической, медицинской отраслях, целлюлозно-бумажной промышленности, сфере производства подъемно-транспортного и грузоподъемного оборудования, строительно-дорожной, специальной и коммунальной техники, транспортного строительства. Стоит напомнить, что на момент формирования и первоначального размещения Карты индустриализации ЕАЭС на сайте Союза она включала 182 крупных и значимых инвестиционных проекта в 24 отраслях на общую сумму свыше $300 млрд. Из 156 промышленных проектов 142 — импортозамещающие.

«Уже реализуются шесть проектов с интеграционной составляющей в автопроме, химической и электротехнической промышленности, в сфере производства лесозаготовительной техники. Это, например, белорусско-российский проект по производству харвестеров, форвардеров, трелевочных машин и лесопогрузчиков в Карелии, казахстанско-российский проект по выпуску минеральных удобрений и разработке месторождений Каратау- Жанатасского фосфатного бассейна», — рассказывал министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артак Камалян в октябрьском докладе о совместных проектах стран ЕАЭС по импортозамещению.

Спикер считает, что при развитии кооперации нужно принимать во внимание отраслевую специализацию производителей, их научно-технические и производственные возможности. «Основополагающим фактором развития импортозамещения в Союзе видится развитие научно-технической базы по импортозависимым направлениям», — говорит министр.

Как рассказали в ЕЭК, главы правительств государств ЕАЭС на заседании 20 октября в Ереване впервые за 10 лет выработали согласованные подходы по источникам и механизму льготного финансирования промышленной кооперации за счет дополнительно сформированных бюджетных средств Союза. Благодаря этому инструменту наиболее перспективные многосторонние проекты получат финансовую поддержку через субсидирование ставки по кредитам, выданным международными и национальными финансовыми организациями ЕАЭС. «Главы правительств стран Союза поддержали необходимость наделения Комиссии новыми полномочиями для организации деятельности на наднациональном уровне по работе с проектами и оказанию финансовой поддержки», — подчеркнул Артак Камалян.

«Кыргыз Унаа Курулуш» 1.jpg

Инвестиции будут. Тогда же премьер-министр Белоруссии Роман Головченко рассказал о развитии совместных проектов своей республики и России в машиностроении, в частности в производстве лифтов. Ранее он также отмечал, что РФ и РБ за короткий период заместили иностранную комплектацию в машиностроении. К примеру, по вине западных поставщиков в автотракторной отрасли наметился дефицит фар, подфарников и прочей светотехники. Проблема вполне решаемая. В белорусском Руденске есть завод, выпускающий аналогичную продукцию высокого качества. Чтобы расширить производство, здесь разработали импортозамещающий инвестиционный бизнес-план, согласовали его в Министерстве промышленности, рассказал журналистам директор предприятия Андрей Солонович. И теперь завод готовится производить детали, в которых нуждаются белорусские и российские тракторные и автомобильные заводы.

А из-за западных санкций заказы значительно возросли. Выпускаются универсальные фары дальнего и ближнего света, светодиодные и ламповые. Только Уральский автозавод ежемесячно приобретает 3 тыс. таких комплектов плюс противотуманные фары, которые ранее в Беларуси не заказывали. Помимо этого предприятие обеспечивает светотехникой и другие ведущие заводы белорусского и российского автопрома: МАЗ, «Белкоммунмаш», УАЗ, ПАЗ, АвтоВАЗ. Технологии — самые современные, каждое изделие проходит строгий контроль. Так что белорусская продукция не вызывает нареканий и успешно конкурирует с импортной не только на территории Союзного государства, но и в СНГ.

Аналогично происходит замена импортных ветеринарных препаратов отечественными. «Белэкотехника» в 2021-2022 годах провела масштабную модернизацию и выпускает около 130 наименований препаратов для лечения животных и около 60 видов кормов и кормовых добавок. Часть сырья закупается в Китае и Индии, хотя раньше оно поставлялось из Европы. Основной рынок сбыта — российский, идет продукция еще в полтора десятка стран.

Первый заместитель министра экономики Белоруссии Юрий Чеботарь в интервью местной прессе рассказывал, что по состоянию на середину 2022 года республика и Россия имели в совместном инвестиционном пакете проекты на $1,3 млрд. В итоге если в первом квартале предприятия РБ выпустили импортозамещающей продукции на $2,7 млрд, то в первом полугодии цифра, по оценкам экспертов, достигнет $6,5 млрд. Наиболее востребованы такие проекты в машиностроении. Например, при производстве собственного литья, расширении выпуска деталей для сельхозтехники. По оценкам Юрия Чеботаря, это позволит заместить импорт в Беларуси на $300-400 млн и еще на столько же в России. При этом экспортный потенциал новых производств достигнет $700 млн.

Глава правительства Казахстана Алихан Смаилов в ходе встречи с российским коллегой Михаилом Мишустиным в феврале нынешнего года отметил, что укрепление связей является безусловным приоритетом двух стран: экономическая кооперация поступательно развивается, растет взаимная торговля, и реализуются совместные проекты. В пресс-службе казахстанского премьера сообщили, что по состоянию на середину прошлого года совместно уже реализовано 13 крупных проектов на сумму порядка $450 млн, включая производство легковых автомобилей, электровозов и тракторов. На стадии реализации находятся еще 9 крупных совместных проектов на $3 млрд. «Сегодня предприятия Казахстана и России уже в полной мере готовы к реализации инновационных промышленных проектов. Поэтому особо отмечу важность подписания новой программы совместных действий, которая предполагает сотрудничество еще по 22 проектам в 7 отраслях промышленности», — процитировала Алихана Смаилова его пресс-служба.

Приоритет импортозамещения в Киргизии — промышленность стройматериалов и машиностроение. Первая отрасль должна серьезно подтолкнуть строительство, которое имеет мощный мультипликативный эффект и будет способствовать значительному росту экономики республики. Сейчас, по данным правительства Киргизии, до половины стройматериалов (арматура, лес, алюминий и многое другое) завозится из других стран, что негативным образом влияет на стоимость жилья, затраты госбюджета на важные инфраструктурные проекты.

А крупнейший инвестиционный проект — строительство компанией «Кыргыз Унаа Курулуш» (входит в холдинг «Каганат Инвест») машиностроительного завода, на котором выпускаются коммерческий транспорт и спецтехника. «Этот завод первым в стране начал выпуск малотоннажных грузовиков марки DongFeng. Он оснащен современным оборудованием, весь процесс производства ведется по новейшим немецким технологиям, что обеспечивает высокое качество продукции», — рассказывал на открытии предприятия в прошлом году мэр Оша Таалайбек Сарыбашов.

росс белор тракторы 1.jpg


Топ-5 проектов России

Наименование (описание) млрд руб.
1 Строительство объектов «Восточной нефтехимической компании»
ПАО «НК «Роснефть», АО «Восточная нефтехимическая компания», Приморский край
796
2 Строительство объектов Балтийского газохимического комплекса
АО «Русгаздобыча», ПАО «Газпром», Ленинградская область
745
3 Модернизация действующих и строительство новых технологических установок на предприятиях ПАО «НК «Роснефть»
ПАО «НК «Роснефть», Самарская область
590,8
4 Строительство и развитие нефтехимического кластера ПАО «Татнефть»
ПАО «Татнефть», Республика Татарстан
570
5 Строительство Иркутского завода полимеров
ГК «Иркутская нефтяная компания», Иркутская область
300
Итого: 3 001

30 крупнейших импортозамещающих инвестиционных проектов ЕАЭС

Проект

Инвестор/соинвестор/инициатор
проекта

Регион

Сумма инвестиций, млрд руб.

Топ-20 проектов России

1

Строительство объектов «Восточной нефтехимической компании»

ПАО «НК «Роснефть»,
АО «Восточная
нефтехимическая компания»

Приморский край

796

2

Строительство объектов Балтийского газохимического комплекса

АО «Русгаздобыча»,
ПАО «Газпром»

Ленинградская область

745

3

Модернизация действующих и строительство новых технологических установок на предприятиях ПАО «НК «Роснефть»

ПАО «НК «Роснефть»

Самарская область

590,8

4

Строительство и развитие нефтехимического кластера
ПАО «Татнефть»

ПАО «Татнефть»

Республика Татарстан

570

5

Строительство Иркутского завода полимеров

ГК «Иркутская нефтяная компания»

Иркутская область

300

6

Строительство этиленового комплекса ЭП-600

ПАО «СИБУР Холдинг»

Республика Татарстан

234

7

Строительство электрометаллургического комплекса «Эколант»

АО «Объединенная металлургическая компания»

Нижегородская область

150

8

Строительство верфи крупнотоннажного судостроения
ССК «Звезда»

ПАО «НК «Роснефть», консорциум инвесторов

Приморский край

122,7

9

Строительство комплекса глубокой переработки углеводородов на площадке НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»

ПАО «ЛУКОЙЛ»

Пермский край

115

10

Строительство комплекса по производству метанола

ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания»

Республика Саха (Якутия)

75,7

11

Строительство комплекса по производству этилена ЭП600

ПАО «Нижнекамскнефтехим»

Республика Татарстан

74,9

12

Развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Доброград-1»

Администрация Владимирской области

Владимирская область

73

13

Реконструкция действующего нефтеперерабатывающего завода

ООО «Ильский НПЗ»,
ООО «Кубанская нефтегазовая компания»

Краснодарский край

70

14

Строительство комплекса по производству полимеров на базе НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»

ПАО «ЛУКОЙЛ»

Нижегородская область

61

15

Модернизация производственной и логистической инфраструктуры ПАО «Тольяттиазот»

ПАО «Тольяттиазот»

Самарская область

50,3

16

Расширение линии сборки кабин, развитие производства двигателей, освоение беспилотных автомобилей ПАО «КамАЗ»

ПАО «КамАЗ»

Республика Татарстан

50

17

Строительство комплекса производств аммиака мощностью 525 тыс. тонн в год и карбамида мощностью 700 тыс. тонн в год

ОХК «Щекиноазот»

Тульская область

40

18

Строительство комплекса предприятий по выпуску комплектующих для авиадвигателей

ГК «Ростех»

Город Москва

35

18

Строительство высокотехнологичных теплиц общей площадью 200 га в Дербентском районе

АПХ «ЭКО-культура»

Республика Дагестан

30,6

19

Возобновление добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения

ООО «Эльбрусский горнорудный комбинат»

Кабардино-Балкарская Республика

25

20

Модернизация Брянского автомобильного завода

АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»

Брянская область

12


Топ-10 проектов Казахстана, Белоруссии, Армении, Киргизии

1

Строительство завода по производству полиэтилена

ТОО «KLPE»

Казахстан

486,2

2

Строительство азотного комбината

ОАО «Гродно Азот»

Белоруссия

109,8

3

Строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков

ОАО «Мозырский НПЗ

Белоруссия

109,2

4

Реконструкция установки этилен-пропилена в г. Новополоцке

ООО «Завод полимир»

Белоруссия

75,3

5

Строительство химического комплекса по выпуску минеральных удобрений и разработке месторождений Каратау-Жанатасского фосфатного бассейна

ТОО «Еврохим-Каратау»

Казахстан

59,8

6

Техническое переоснащение филиала «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» с организацией производства мелованных и немелованных видов картона

ОАО «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои»

Белоруссия

22,48

7

Строительство Шнохской ГЭС

ЗАО «Энерго инвест холдинг»

Армения

22,44

8

Создание высокотехнологичного производства автомобильных шин в г. Сарань

ООО «Управляющая компания «Татнефть-Нефтехим»,
АО «Группа компаний Аллюр»

Казахстан

21,2

9

Организация полного цикла производства автомашин

ОсОО «Кыргыз Унаа Курулуш»

Киргизия

11,2

10

Строительство цементного завода в Джалал-Абадской области

ОсОО «Шамшыкал-Ата компани»

Киргизия

10,2

В рейтинг вошли крупнейшие инвестиционные проекты России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии, чья продукция будет способствовать программе импортозамещения в соответствующих странах. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга взята из карты индустриализации Евразийского экономического союза, со специализированных инвестиционных порталов и сообщений в СМИ. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

 |