Только в России за 2022 год открыто свыше 300 новых крупных и средних производств, в основном импортозамещающих. Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия также имеют в активе немало интересных инвестпроектов.
Осознанная интеграция. К началу 2022 года экономики государств Евразийского союза подходили во вполне приличной форме. Постпандемийное восстановление всех отраслей шло ускоренными темпами, рост ВВП в предыдущем году ускорился до 2,9%, что позволило перекрыть потери сложного 2020 года и выйти на цифры довольно успешного 2019-го. Постоянно увеличивался товарооборот внутри ЕАЭС, наращивалась доля инвестиций, которые страны Союза делали в экономики своих соседей.Таким образом, можно было все смелее говорить, что ЕАЭС становится полноценным экономическим пространством со значимой долей в мировом ВВП (до 4% в разные годы своего существования). При этом основными вызовами для Союза стали даже не пандемийные катаклизмы, мировой экономический и энергетический кризисы, а геополитика.
На этом фоне интеграционные процессы приобретают особую важность: вместе противостоять масштабным пертурбациям гораздо легче, чем поодиночке. Об этом не устают напоминать и лидеры входящих в ЕАЭС стран. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что на фоне разного рода запретов и пошлин, серьезно ограничивающих мировую торговлю, «наше активное сотрудничество в рамках ЕАЭС позитивно отличается от глобальных тенденций, и это внушает оптимизм».
Несмотря на геополитическую напряженность, взаимная торговля в Союзе продолжает демонстрировать положительную динамику, подчеркнул на очередном заседании Евразийского межправительственного совета в Алма-Ате премьер Армении Никол Пашинян. По его словам, в январе — ноябре 2022 года товарооборот между Арменией и государствами ЕАЭС увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2021-го более чем на 90% и составил 4,6 млрд долларов. Пашинян считает необходимым продолжить в евразийском интеграционном объединении работу, построенную на прочном фундаменте внутренних возможностей и направленную на обеспечение экономического развития, повышение конкурентоспособности национальных экономик и благосостояния граждан.
«Для достижения этих целей важно создать комфортные условия для бизнеса, работать над устранением препятствий, наращивать сотрудничество в сфере предпринимательства. Решающую роль по-прежнему играют меры, направленные на поддержку производителей на всех этапах производства. В этом контексте хотел бы подчеркнуть важность скорейшей разработки и принятия нормативно-правовых актов, направленных на применение механизмов финансовой поддержки проектов промышленной кооперации, имеющих интеграционный потенциал. По нашим оценкам, развитие этого направления позволит сосредоточить усилия на собственном производстве в таких сферах экономики, как машиностроение, радиоэлектроника, авиастроение, программное обеспечение, фармацевтика и медицинская промышленность», — перечислил премьер.
Глава российского правительства Михаил Мишустин сообщил о рекордных объемах двустороннего товарооборота (в январе — ноябре 2022 года он вырос на 77% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го, превысив $4,1 млрд) и предложил государствам ЕАЭС реализовать новые проекты, пригласив предпринимателей дружественных стран активнее работать на рынке РФ.
Разработка Карты индустриализации — важный и логичный шаг на пути экономической интеграции в рамках Евразийского союза. Впервые идея проекта, который должен координировать инвестиционную и производственную работу, была озвучена в начале 2019 года. ЕЭК предложила составить перечень промышленных предприятий (как действующих, так и только планируемых к открытию), чтобы исключить дублирование производств, а также создать основу для дальнейшей промышленной кооперации в рамках ЕАЭС. В частности, предполагалось усилить взаимодействие и координацию совместной промышленной политики в авиа- и судостроении, автомобильной, легкой, строительной и фармацевтической промышленности, производстве строительно-дорожной, специальной и коммунальной техники, сельскохозяйственном и лесном машиностроении.
Основной акцент сделан на импортозамещении. Так, в 2022 году реализовано 25 проектов на общую сумму $21,2 млрд в автомобильной, станкоинструментальной, электротехнической, химической, металлургической, медицинской отраслях, целлюлозно-бумажной промышленности, сфере производства подъемно-транспортного и грузоподъемного оборудования, строительно-дорожной, специальной и коммунальной техники, транспортного строительства. Стоит напомнить, что на момент формирования и первоначального размещения Карты индустриализации ЕАЭС на сайте Союза она включала 182 крупных и значимых инвестиционных проекта в 24 отраслях на общую сумму свыше $300 млрд. Из 156 промышленных проектов 142 — импортозамещающие.
«Уже реализуются шесть проектов с интеграционной составляющей в автопроме, химической и электротехнической промышленности, в сфере производства лесозаготовительной техники. Это, например, белорусско-российский проект по производству харвестеров, форвардеров, трелевочных машин и лесопогрузчиков в Карелии, казахстанско-российский проект по выпуску минеральных удобрений и разработке месторождений Каратау- Жанатасского фосфатного бассейна», — рассказывал министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артак Камалян в октябрьском докладе о совместных проектах стран ЕАЭС по импортозамещению.
Спикер считает, что при развитии кооперации нужно принимать во внимание отраслевую специализацию производителей, их научно-технические и производственные возможности. «Основополагающим фактором развития импортозамещения в Союзе видится развитие научно-технической базы по импортозависимым направлениям», — говорит министр.
Как рассказали в ЕЭК, главы правительств государств ЕАЭС на заседании 20 октября в Ереване впервые за 10 лет выработали согласованные подходы по источникам и механизму льготного финансирования промышленной кооперации за счет дополнительно сформированных бюджетных средств Союза. Благодаря этому инструменту наиболее перспективные многосторонние проекты получат финансовую поддержку через субсидирование ставки по кредитам, выданным международными и национальными финансовыми организациями ЕАЭС. «Главы правительств стран Союза поддержали необходимость наделения Комиссии новыми полномочиями для организации деятельности на наднациональном уровне по работе с проектами и оказанию финансовой поддержки», — подчеркнул Артак Камалян.
А из-за западных санкций заказы значительно возросли. Выпускаются универсальные фары дальнего и ближнего света, светодиодные и ламповые. Только Уральский автозавод ежемесячно приобретает 3 тыс. таких комплектов плюс противотуманные фары, которые ранее в Беларуси не заказывали. Помимо этого предприятие обеспечивает светотехникой и другие ведущие заводы белорусского и российского автопрома: МАЗ, «Белкоммунмаш», УАЗ, ПАЗ, АвтоВАЗ. Технологии — самые современные, каждое изделие проходит строгий контроль. Так что белорусская продукция не вызывает нареканий и успешно конкурирует с импортной не только на территории Союзного государства, но и в СНГ.
Аналогично происходит замена импортных ветеринарных препаратов отечественными. «Белэкотехника» в 2021-2022 годах провела масштабную модернизацию и выпускает около 130 наименований препаратов для лечения животных и около 60 видов кормов и кормовых добавок. Часть сырья закупается в Китае и Индии, хотя раньше оно поставлялось из Европы. Основной рынок сбыта — российский, идет продукция еще в полтора десятка стран.
Первый заместитель министра экономики Белоруссии Юрий Чеботарь в интервью местной прессе рассказывал, что по состоянию на середину 2022 года республика и Россия имели в совместном инвестиционном пакете проекты на $1,3 млрд. В итоге если в первом квартале предприятия РБ выпустили импортозамещающей продукции на $2,7 млрд, то в первом полугодии цифра, по оценкам экспертов, достигнет $6,5 млрд. Наиболее востребованы такие проекты в машиностроении. Например, при производстве собственного литья, расширении выпуска деталей для сельхозтехники. По оценкам Юрия Чеботаря, это позволит заместить импорт в Беларуси на $300-400 млн и еще на столько же в России. При этом экспортный потенциал новых производств достигнет $700 млн.
Глава правительства Казахстана Алихан Смаилов в ходе встречи с российским коллегой Михаилом Мишустиным в феврале нынешнего года отметил, что укрепление связей является безусловным приоритетом двух стран: экономическая кооперация поступательно развивается, растет взаимная торговля, и реализуются совместные проекты. В пресс-службе казахстанского премьера сообщили, что по состоянию на середину прошлого года совместно уже реализовано 13 крупных проектов на сумму порядка $450 млн, включая производство легковых автомобилей, электровозов и тракторов. На стадии реализации находятся еще 9 крупных совместных проектов на $3 млрд. «Сегодня предприятия Казахстана и России уже в полной мере готовы к реализации инновационных промышленных проектов. Поэтому особо отмечу важность подписания новой программы совместных действий, которая предполагает сотрудничество еще по 22 проектам в 7 отраслях промышленности», — процитировала Алихана Смаилова его пресс-служба.
Приоритет импортозамещения в Киргизии — промышленность стройматериалов и машиностроение. Первая отрасль должна серьезно подтолкнуть строительство, которое имеет мощный мультипликативный эффект и будет способствовать значительному росту экономики республики. Сейчас, по данным правительства Киргизии, до половины стройматериалов (арматура, лес, алюминий и многое другое) завозится из других стран, что негативным образом влияет на стоимость жилья, затраты госбюджета на важные инфраструктурные проекты.
А крупнейший инвестиционный проект — строительство компанией «Кыргыз Унаа Курулуш» (входит в холдинг «Каганат Инвест») машиностроительного завода, на котором выпускаются коммерческий транспорт и спецтехника. «Этот завод первым в стране начал выпуск малотоннажных грузовиков марки DongFeng. Он оснащен современным оборудованием, весь процесс производства ведется по новейшим немецким технологиям, что обеспечивает высокое качество продукции», — рассказывал на открытии предприятия в прошлом году мэр Оша Таалайбек Сарыбашов.