Подробности — в эксклюзивном интервью с ректором ДВФУ Борисом Коробцом.

Россия и Китай активно сотрудничают во многих сферах — от политики до культуры. А как вы оцениваете взаимодействие стран в области образования? По каким количественным и качественным показателям можно судить о том, что оно является плодотворным?

Действительно, сегодня мы наблюдаем тесные контакты между Россией и Китаем во всех сферах, и образование — одна из самых динамично развивающихся областей нашего сотрудничества. Во-первых, если говорить о количественных показателях, то здесь мы видим устойчивый рост. КНР традиционно входит в топ-3 государств по численности студентов в России. Сейчас у нас обучаются 50 тыс. граждан Китая. Это специалисты, которые получают качественное образование, а потом становятся связующим звеном между нашими странами. С другой стороны, Россия тоже активно отправляет своих студентов в КНР — их 16 тыс., и это число увеличивается с каждым годом. Кроме того, только в нынешнем учебном году для китайских граждан выделено около тысячи мест в рамках квоты Правительства РФ. Это говорит о взаимном интересе и доверии.

Более тысячи вузов России и Китая имеют партнерские соглашения. Это и обмены студентами, и совместные образовательные программы, и научные исследования. Например, действуют десятки программ двойных дипломов в таких областях, как инженерия, экономика, лингвистика, IT. Всего в наших странах реализуются 167 двусторонних образовательных программ.

Особенно хочу выделить несколько знаковых проектов. Например, Дальневосточный федеральный университет запускает совместный институт с Чунцинскинским университетом почты и телекоммуникации. Санкт-Петербургский государственный университет и Харбинский политехнический университет создают совместный образовательный центр. Томский государственный университет вместе с Шэньянским педагогическим университетом открыл центр подготовки аспирантов. У каждого студента там два научных руководителя — с российской и китайской стороны. Это уникальный формат, который позволяет объединить лучшие практики двух стран.

Нельзя не сказать о культурной составляющей. Наши студенты и преподаватели активно участвуют не только в академических обменах, но и в молодежных проектах, волонтерских инициативах, культурных мероприятиях. Например, в прошлом году сотни молодых людей из Китая стали участниками Всемирного фестиваля молодежи в Сочи. Это помогает укреплять не только профессиональные, но и человеческие связи.

Отдельно стоит отметить роль ассоциаций. Действуют 12 межвузовских ассоциаций, которые объединяют 600 образовательных учреждений. Например, Ассоциация технических вузов России и Китая включает 40 российских и 36 китайских университетов.

Ну и, конечно, язык — основа любого сотрудничества. Сегодня в России работает 21 Институт Конфуция, в том числе и наш, созданный на базе ДВФУ во Владивостоке. А в Китае активно развивается сеть Русских домов, которые продвигают русский язык и культуру.

Фонд «Русский мир» реализует отдельные проекты по продвижению. Конечно, ДВФУ — ключевой университет в работе с азиатским регионом. Построение эффективного взаимодействия с коллегами из восточных стран — наша стратегическая задача. Сегодня у ДВФУ — 6 филиалов и совместных институтов в странах АТР, 17 Центров русского языка в Китае, где обучаются больше 10 тыс. слушателей.

к-14.jpg

Особенно активны контакты России и Китая на Дальнем Востоке. По вашим наблюдениям, как развивается взаимодействие высших учебных заведений двух государств на уровне регионов ДФО и провинций КНР?

На Дальнем Востоке сотрудничество между высшими учебными заведениями России и Китая действительно вышло на особый уровень. Университеты КНР, особенно из провинции Хэйлунцзян, традиционно составляют основу партнерской сети наших вузов. Это живое взаимодействие, которое развивается десятилетиями. И неудивительно — географическая близость, исторические связи и общие интересы создают уникальную основу для взаимодействия.

Ключевой площадкой стал Форум ректоров вузов Дальнего Востока, Сибири и Северо-Восточных провинций Китая. Это хороший драйвер сотрудничества. Например, последний форум, который прошел в сентябре 2023 года в Харбине, собрал 56 ректоров и представителей китайских вузов, 26 руководителей российских университетов. Это говорит о том, что интерес с обеих сторон огромный. Следующий форум состоится в октябре 2025 года в Хабаровске в стенах Тихоокеанского государственного университета — крупнейшего вуза Хабаровского края. Такие встречи — не просто обмен визитками, а реальная работа над совместными проектами.

Но форум — только вершина айсберга. В 2012 году на его базе была создана Ассоциация вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных провинций Китая. Сегодня в нее входят 19 российских и 62 китайских университета. Ассоциация позволяет нам координировать научные исследования, организовывать академические обмены для студентов и преподавателей, разрабатывать совместные образовательные программы. И ДВФУ как лидер совета ректоров Дальневосточного федерального округа активно помогает другим вузам региона выстраивать связи с китайскими партнерами.

Еще одно знаковое событие для академического сообщества Дальнего Востока и Китая — Международная конференция АТЭС по сотрудничеству в сфере высшего образования, которая проходит ежегодно в рамках Восточного экономического форума в стенах ДВФУ. Конференция проводится по инициативе нашего университета при поддержке Министерства науки и высшего образования и Министерства иностранных дел России уже более десяти лет. Ее участниками выступают руководители органов исполнительной власти и высших учебных заведений всей Азии. Традиционно делегация из Китая является самой многочисленной среди всех представителей иностранных государств на конференции. Ее участники обсуждают проблемы и тенденции в области образования, выдвигают инициативы и предложения для преодоления вызовов в этой сфере и совместно вырабатывают образовательную политику.

 -7842.jpg

Какие совместные проекты России и Китая в сфере образования заслуживают, по вашему мнению, особого внимания?

Один из самых ярких примеров — сотрудничество в области преподавания языков. Например, ДВФУ и Пекинский университет иностранных языков разработали совместную методику преподавания русского и китайского языков. Эта система позволяет студентам из обеих стран эффективно изучать язык и культуру. Кстати, ДВФУ стал первым вузом в России, где открылся Институт Конфуция. А сегодня такие институты работают уже в нескольких городах Дальнего Востока — Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре и, конечно, у нас во Владивостоке.

В регионе активно развивается подготовка специалистов-китаеведов. Сегодня ДВФУ — крупнейший центр по изучению Китая на Дальнем Востоке и третий в России по подготовке китаеведов. Китаистов готовят также Владивостокский и Амурский государственные университеты. И это не просто теоретическая подготовка — студенты активно участвуют в обменах и стажировках в китайских вузах, совместных исследованиях. Каждый год сотни студентов из КНР приезжают учиться в дальневосточные вузы, и столько же наших студентов отправляются в Китай.

Какое место в совместной образовательной повестке России и Китая отводится Дальневосточному федеральному университету? Какие программы и проекты ДВФУ входят в эту повестку? На достижение каких целей они направлены?

ДВФУ — не просто участник образовательной повестки России и Китая, а активный драйвер и один из ключевых операторов. Наша миссия с момента основания университета — укрепление интеллектуального диалога между странами. ДВФУ — крупнейший центр изучения Китая на Дальнем Востоке и один из ведущих в России. Мы подготовили уже несколько поколений востоковедов, которые работают в самых разных сферах — от дипломатии до бизнеса. Сегодня продолжаем эту работу с еще большим размахом.

Начну с того, что у ДВФУ одна из самых масштабных партнерских сетей в Китае. На данный момент мы имеем 107 соглашений с вузами и организациями КНР и только за последний год подписали 27 новых. Среди наших партнеров — ведущие университеты, такие как Народный университет Китая, Пекинский университет науки и технологий, Харбинский политехнический университет.

Одно из ключевых направлений работы ДВФУ— продвижение русского языка в Китае. Мы масштабируем сеть Центров русского языка на базе китайских школ и образовательных учреждений. Сейчас у нас уже 17 таких центров, где обучаются около 10 тыс. слушателей. Эти центры не только помогают школьникам изу-чать русский язык, но и готовят их к поступлению в российские вузы, в том числе в ДВФУ. Мы также разрабатываем методики преподавания и контролируем качество обучения, чтобы будущие студенты приходили к нам хорошо подготовленными.

Но наша работа не ограничивается языковыми программами. Мы активно развиваем совместные образовательные проекты. Например, сейчас ведется работа по запуску совместного института с Чунцинским университетом почты и телекоммуникаций. Это будет уникальный проект, где студенты смогут обучаться по шести англоязычным программам в области IT, прикладной математики и вычислительной техники. Формат обучения — 3+1 для бакалавриата и 1+1 для магистратуры. Мы планируем набирать до 100 студентов на бакалавриат и до 50 — на магистратуру.

Дальневосточный федеральный университет совместно с ключевыми партнерами — гуанчжоуским Университетом Синьхуа, фармацевтическими компаниями «Герофарм» и Guanzhou Trauer Biotechnology Co. — осуществил еще один знаковый проект. Мы открыли в Гуанчжоу, третьем по величине городе Китая, совместный Международный индустриальный институт биомедицины и фармацевтики. Это уникальный проект, аналогов которому в КНР пока не было. Совместный институт станет площадкой для подготовки специалистов в сфере биомедицины и фармацевтики. Уже в сентябре 2025 года первые студенты начнут обучение на базе инфраструктуры Университета Синьхуа в Гуанчжоу и Дунгуане. В перспективе мы планируем строительство специализированного кампуса для института. Дополнительно согласован запуск зеркальных лабораторий на базе ДВФУ и Университета Синьхуа — это позволит нашим ученым совместно разрабатывать новые препараты и обмениваться передовыми технологиями. По сути, мы запускаем полноценную систему кооперации между Россией и Китаем в высокотехнологичной сфере.

Кроме того, в 2024 году мы запустили сетевые программы бакалавриата «Зарубежное регионоведение: бизнес, политика, культура АТР» и «Менеджмент» совместно с Педагогическим университетом Центрального Китая. Студенты будут учиться один год в Китае и три года в России, получая диплом ДВФУ. Мы также планируем расширить этот формат на магистерские программы по международным отношениям.

196A8880.jpg

Насколько Дальневосточный федеральный университет популярен у китайской молодежи? Наверняка с каждым годом количество студентов из Поднебесной увеличивается?

ДВФУ — узнаваемый бренд для китайских студентов, которые хотят получить образование в России. Цифры говорят сами за себя. За последние пять лет число обучающихся из КНР в нашем университете увеличилось в два раза: с 868 человек в 2020 году до 1874 в 2025-м. Это больше, чем все остальные иностранные студенты ДВФУ вместе взятые.

Но самое интересное — динамика последнего года. В 2023-2024 учебном году к нам поступили 1059 китайских студентов, а в 2024-2025-м их количество выросло почти на 900 человек. Такой резкий скачок говорит о том, что ДВФУ становится все более привлекательным для молодежи из КНР. И это не случайность, а результат системной работы.

А именно?

Например, мы установили высокие стандарты для поступления: рекомендуемый уровень школьного экзамена гаокао (аналог нашего ЕГЭ) должен быть не ниже среднего проходного балла в университеты-участники «Проекта 211» (аналог программы «Приоритет-2030»), входящие в топ-100 вузов Китая. Таким образом, мы гарантируем, что к нам поступают действительно сильные и мотивированные студенты. Кроме того, мы активно развиваем сеть центров подготовки по русскому языку в КНР. Они создаются на базе школ и образовательных учреждений, и мы тщательно следим за качеством обучения. Устанавливаем обязательные требования к количеству часов аудиторной нагрузки по русскому языку и квалификации преподавателей. Это позволяет готовить абитуриентов, которые уже на старте имеют хорошую языковую базу для обучения в ДВФУ.

450_317_677A0711.jpg

Какие направления подготовки наиболее востребованы студентами из КНР?

Традиционно большой интерес вызывают программы, связанные с филологией, международными отношениями, экономикой и менеджментом. Это объясняется тем, что многие китайские студенты хотят не только получить образование, но и глубже понять русскую культуру и язык.

Однако мы не останавливаемся на достигнутом и стремимся расширять спектр направлений, которые могут заинтересовать китайскую молодежь. Например, наш совместный институт с Чунцинским университетом почты и телекоммуникаций — первый шаг к тому, чтобы привлекать студентов на научно-технические специальности. Мы понимаем, что будущее за такими областями, как IT, прикладная математика, биотехнологии, и активно работаем над тем, чтобы предложить студентам из КНР качественные программы в данных сферах.

Кроме того, мы выходим на рынок южного Китая, который пока менее освоен, чем северо-восточный регион. Это новый вызов для нас, но и огромная возможность. Люди в южном Китае меньше знакомы с русским языком, но интерес к России и нашему образованию растет. Мы уже работаем в данном направлении и, я уверен, что в ближайшие годы увидим значительный рост числа студентов из этого региона.

Какую долю студенты из Китая занимают в общем количестве иностранных обучающихся в ДВФУ?

55%, то есть больше половины всех иностранных студентов в нашем университете — ребята из КНР.

Никогда не задавались целью нарисовать собирательный портрет студента из КНР?

Это, безусловно, человек, который с самого детства привык к высокой конкуренции и упорному труду. В Китае образование — не просто важная часть жизни, а ключ к успешному будущему. Родители вкладывают огромные силы и ресурсы в обучение своих детей, и это формирует у студентов особое отношение к учебе. Конкурс в университеты КНР может достигать 800 человек на место, и, чтобы поступить, школьники годами готовятся к экзаменам, буквально живут учебой.

Когда такие ребята приезжают к нам, то привозят с собой культуру трудолюбия и целеустремленности. Русский язык, конечно, дается им нелегко, но это не останавливает. Наоборот, китайские студенты видят в его изучении вызов и возможность стать еще сильнее. Они понимают, что без упорного труда не смогут закончить университет в России, и поэтому готовы вкладывать все силы в изучение языка и освоение программы.

Мы, со своей стороны, стараемся поддерживать китайскую молодежь в этом. Например, активно сотрудничаем с университетами из «Проекта 211». Абитуриенты, поступающие в ДВФУ через эти вузы, уже прошли серьезный отбор и доказали свои способности. Таким образом, к нам приезжают действительно талантливые и мотивированные ребята, которые хотят получить максимально качественные знания и стать настоящими профессионалами. Так что утверждения о целеустремленности и трудолюбии студентов из КНР абсолютно оправданы.

Корпус А_5.jpg

Интересуетесь ли вы судьбой китайских студентов после окончания ими ДВФУ?

Для нас важно не просто дать китайским студентам образование, но и помочь им найти свое место в профессиональной среде. Мы гордимся тем, что выпускники ДВФУ востребованы как в Китае, так и в России, и это подтверждает качество нашей образовательной подготовки.

Мы активно отслеживаем профессиональные пути китайских выпускников и поддерживаем с ними связь. Многие добились значительных успехов и теперь занимают ключевые позиции в бизнесе, науке и государственном управлении КНР. Например, Цзян Чао возглавляет отдел внешних связей города Суйфэньхэ, а Люй Лань работает начальником отдела международных обменов и сотрудничества Хэйлунцзянского научно-технического университета.

Выпускники ДВФУ высоко ценятся на родине — их подготовка, знание русского языка и понимание российско-китайских бизнес-реалий открывают двери в крупные компании, государственные структуры и совместные предприятия. При этом часть выпускников остаются в России: одни строят карьеру на Дальнем Востоке в сферах логистики, торговли и образования, другие переезжают в Москву, Санкт-Петербург или центральные регионы нашей страны, где работают в международных отделах корпораций, научных центрах и культурных организациях. Мы гордимся достижениями бывших студентов и всегда радуемся, когда они возвращаются в ДВФУ уже в качестве партнеров или экспертов, укрепляя мосты между нашими государствами.

Какими вы видите перспективы сотрудничества ДВФУ и высшей школы России в целом с вузами Китая? Какие совместные программы и проекты планируется реализовать в средне- и долгосрочной перспективе? В чем их значимость?

Одним из ключевых направлений нашего сотрудничества с Китаем являются совместные программы. Мы уже успешно работаем с такими ведущими университетами КНР, как Ляонинский, Харбинский политехнический и Харбинский научно-технический. Эти программы позволяют студентам получить дипломы двух стран, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Однако мы не ограничиваемся традиционными партнерами на северо-востоке Китая. Этот регион, конечно, исторически близок нам, но сегодня мы видим, что экономический и демографический центр КНР смещается на юг. Именно поэтому мы активно расширяем присутствие в южных провинциях, таких как Гуандун, где находится регион «Большого залива» — один из главных драйверов инноваций и экономического роста Поднебесной.

Богатый опыт и компетенции Дальневосточного федерального университета по сотрудничеству с Азией уникально сочетаются с нашим сильным инженерным образованием. Научно-техническое образование в ДВФУ насчитывает 110 лет, а школа востоковедения — 125 лет. За этот период наш вуз достиг высокого уровня компетенции в подготовке кадров как для традиционных отраслей промышленности, так и для отраслей новой экономики. Правительство России отметило сильные позиции ДВФУ в данной области, и в конце прошлого года мы вошли в проект университетов-флагманов научно-технологического образования.

В ближайшем будущем планируем увеличить долю иностранных студентов, и к 2036 году их количество достигнет 8000 человек. Эти цифры отражают стратегию ДВФУ как трансграничного университета: мы активно развиваем филиальную сеть, что позволит студентам получать наше образование не только в кампусе ДВФУ на острове Русский, но и за рубежом.

Это не просто количественный рост — это масштабная трансформация образовательного ландшафта, создание по-настоящему глобального научно-
образовательного хаба, где пересекаются культуры, идеи и инновации со всего мира. В этом стратегическом процессе Китай остается для нас приоритетным партнером — вместе мы создаем уникальные образовательные модели, разрабатываем прорывные технологии и воспитываем поколение специалистов, способных решать задачи мирового масштаба.

10 говорящих цифр

167 двусторонних образовательных программ реализуется сегодня в России и Китае.

12 межвузовских ассоциаций, объединяющих 600 учреждений образования, действуют в двух странах.

40 российских и 36 китайских университетов входят в Ассоциацию технических вузов.

19 российских и 62 китайских университета состоят в Ассоциации вузов Дальнего Востока, Сибири и Северо-Восточных провинций КНР.

81 представителя высших учебных заведений собрал Форум ректоров вузов Дальнего Востока, Сибири и Северо-Восточных провинций КНР в сентябре 2023 года в Харбине.

21 Институт Конфуция работает в России, в том числе на базе Дальневосточного федерального университета во Владивостоке.

107 партнерских соглашений подписал ДВФУ с вузами и организациями Китая.

С 868 человек в 2020 году до 1874 в 2025-м увеличилось в ДВФУ количество студентов из КНР.

6 филиалов и совместных институтов открыл ДВФУ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

17 Центров русского языка, где обучаются более 10 тыс. человек, имеет ДВФУ в Поднебесной.