Благодаря России, отрезанной санкциями от Запада, Поднебесная приобрела возможность экспортировать не товары, а технологические циклы в страну с высокоразвитой экономикой, напичканной к тому же ресурсами, что сейчас так нужно КНР. Этот взаимовыгодный обмен поможет государствам пережить период турбулентности в мировой политике и заложить основы доминирования на планете на годы вперед. 

Россия и Китай переживают период наивысшего развития двусторонних экономических связей, по крайней мере, именно об этом говорят цифры взаимной торговли. По итогам 2023 года товарооборот между двумя странами составил рекордные 240,1 млрд долларов, почти на четверть превысив показатели 2022-го. А к концу 2024 года цифра достигла 244,8 млрд долларов.

Россия — пока еще не главный экономический партнер Поднебесной, поскольку сильно проигрывает тем же США. Однако как самый быстрорастущий — уже на первом месте: ни с кем из ключевых мировых игроков торговля не увеличивается так стремительно, как с РФ. Власти и России, и Китая рассчитывают, что в отдаленной перспективе положительная динамика сохранится. Ожидается, что товарооборот вырастет еще на 5%, а к 2030 году приблизится к 27 трлн рублей.

Однако эти цифры — лишь консервативный сценарий роста. «Потенциал развития торговли с Китаем измеряется не процентами, а десятками процентов, возможно, мы даже можем говорить о порядках. Потому что рынок КНР огромный, и мы очень много чего можем сделать для него. У нас значительный недоиспользованный потенциал экспорта в несырьевом направлении. Если мы будем активно работать, обозначенные цифры вполне достижимы», — отметил первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков в интервью медиакорпорации Китая.

По итогам 2023 года торговый баланс сложился в пользу России — она продала восточным соседям товаров на 129,1 млрд долларов, увеличив отгрузку на 12,7%. Традиционно, большая часть — углеводороды (нефть, нефтепродукты, природный газ, уголь). Китай в 2023 году установил рекорд по закупке сырой нефти (107 млн тонн), сделав Россию первым поставщиком этой важнейшей продукции, потеснив Саудовскую Аравию. Среди других наиболее популярных товаров — руда, медь, древесина, драгоценные металлы, удобрения, продукция АПК. В обратном направлении следовали оборудование и механические устройства, транспорт, машины и электрооборудование, пластмассы, инструменты, аппараты, обувь и одежда.

По итогам 2024 года торговый баланс немного улучшился в пользу КНР. Экспорт в Россию вырос на 4,1% — до 115,5 млрд долларов, импорт из России остался на прежнем уровне — 129,3 млрд.

белраст.jpg

Китай нам строить и жить помогает. Структура внешней торговли крайне важна для понимания инвестиционных интересов КНР в РФ: китайцы, как правило, вкладываются в других странах именно в те отрасли, которые критически важны для их собственной экономики. И Россия здесь не является исключением.

«Наиболее привлекательны для китайских инвесторов проекты в химической отрасли, в области добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и инфраструктурного строительства. Это объясняется спецификой взаимной торговли с КНР, в частности значительной емкостью китайских рынков газо- и нефтехимии, удобрений и продукции аграрно-промышленного комплекса, а также высоким транзитно-транспортным потенциалом России», — комментирует директор департамента аналитического сопровождения внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития РФ Юрий Шишов. Действительно, если проанализировать топ крупнейших российско-китайских инвестиционных проектов, то подавляющее большинство из них будут связаны как раз с добычей, переработкой и транспортировкой полезных ископаемых. Два самых капиталоемких проекта КНР на российской земле — «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2» — начинались как международные консорциумы, в том числе с участием компаний США, Евросоюза и Японии, сегодня же инвесторы из Поднебесной остались в гордом одиночестве. Причем часть западных инвесторов должна была обеспечить проекты технологиями, но и здесь их после санкций вынуждены были подменить китайцы. Американцы, как могут, вставляют палки в колеса проекту, который должен сильно изменить расклад сил на мировом рынке сжиженного природного газа. США настолько пристально следят за крупными российско-китайскими проектами, что инвесторам приходится демонстрировать чудеса выдумки и изворотливости, чтобы не попасть под вторичные санкции.

Так, в конце марта 2024 года китайская компания Wison New Energies, ранее поставившая в Россию целый пакет важного оборудования, отправила два агрегата для сжижения газа, предназначенные для третьей очереди «Арктик СПГ-2». Однако, когда судно с оборудованием уже почти достигло Мурманской области, где находится центр по строительству крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка», оно неожиданно развернулось и отправилось обратно в КНР — из-за того, что поставку отследило Управление по контролю за иностранными активами США. Правда, позже китайские деловые СМИ сообщили, что в российскую Арктику для второй очереди проекта из КНР идет новый караван полупогружных тяжеловозов с модулями электростанции того же производителя. Утверждалось, что Wison мог сменить собственника, чтобы не попасть под санкции. По состоянию на текущий момент основной акционер проекта компания «Новатэк» запустила первую технологическую линию на «Арктик СПГ-2», вторая линия уже доставлена на площадку и должна заработать к январю. Однако проекту мешают нехватка газовозов ледового класса и санкции, которые затрагивают даже летние поставки с использованием обычных СПГ-танкеров.

ямал 1696132428_vsegda-pomnim-com-p-salmanovskoe-mestorozhdenie-foto-67.jpg

Инструменты развития. На территории России реализован целый ряд масштабных инвестиционных проектов и в неэнергетических секторах. Построен трансграничный автомобильный мост через реку Амур в районе городов Благовещенска и Хэйхэ, введен в эксплуатацию завод по производству бытовой техники в Татарстане, осуществлены проекты в автомобильной промышленности в Ярославской и Тульской областях. Большинство крупных объектов входят в перечни межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, им оказывается содействие на межгосударственном уровне.

«Перспективы реализации совместных инвестиционных проектов имеются как в традиционных, так и в новых для российско-китайского сотрудничества сферах. Сегодня наиболее крупные китайские инвестиции представлены в добывающей, газохимической промышленности и инфраструктуре. Также реализуются проекты в логистике, металлургии и деревообработке», — отметил Юрий Шишов.

Большой потенциал для расширения взаимодействия эксперт видит в сфере создания совместных платформ электронной торговли, инновационных кластеров и технопарков, автомобильных производств. Перспективным также является развитие инвестиционного сотрудничества в сфере туризма, что обусловлено возобновлением безвизовых групповых поездок и взаимным упрощением визовых требований, а также дальнейшее укрепление контактов в области сельского хозяйства.

Юрий Шишов напоминает, что в последние годы Китай и Россия постоянно повышали статус экономического партнерства, в том числе закрепляя его на бюрократическом уровне. «Ключевым механизмом поддержки инвестиционного сотрудничества с КНР является межправительственная комиссия. Секретариат российской части МПК, функции которого выполняет Минэкономразвития, оказывает содействие в привлечении инвесторов из Китая и создании благоприятных условий для реализации инвестпроектов, а также в обеспечении условий для эффективного взаимодействия бизнеса и государства. МПК способствует обмену информацией и повышению осведомленности китайских компаний об инвестиционных возможностях России. Ведется активная работа по поддержанию диалога с инвесторами из КНР, в том числе на международных инвестплощадках», — комментирует директор департамента.

По его мнению, большое значение для реализации проектов имеет развитие институциональной среды. Так, в августе 2024 года главы правительств России и Китая подписали обновленный план инвестиционного сотрудничества, который актуализировал векторы двустороннего сотрудничества. Помимо этого, на компании из КНР распространяются условия особых режимов, создаваемых в рамках совершенствования делового климата в РФ: специальный инвестиционный контракт, соглашение о защите и поощрении капиталовложений, особые экономические зоны, территории опережающего развития и свободного порта Владивосток. На региональном уровне для поддержки инвесторов во всех субъектах РФ внедряется инвестстандарт. Данный инструмент направлен на ускорение реализации проектов и создание комфортных условий для бизнеса на местах.

Это дает свои результаты. По информации заместителя министра экономического развития России Дмитрия Вольвача, торгово-экономическое сотрудничество с Китаем поддерживают 83 региона РФ, успешно реализуются более 100 межрегиональных соглашений. В 2024 году было подписано новое соглашение о сотрудничестве между правительствами Тверской области и провинции Ляонин, в проработке находились еще 10 межправительственных соглашений — между Еврейской автономной областью и провинциями Ляонин и Хэйлунцзян, Челябинской областью и Шаньдун, Кировской областью и Аньхой, Хубэй, Цзянси, между Бурятией и Хэйлунцзяном, Татарстаном и Цзянси, Чувашией и Сычуань и Чунцин.

«В реестре региональных российско-китайских инвестиционных проектов числятся 63 проекта из 29 регионов РФ, — сообщил Дмитрий Вольвач. — Например, в Красноярском крае реализуются целых пять инвестпроектов с партнерами из КНР на общую сумму 29 млрд рублей. В их рамках предусмотрено создание около 3 тыс. рабочих мест. Один из наиболее показательных проектов — открытие лесоперерабатывающего производства в Лесосибирске».

573a4a66.jpg

Близкий Восток.В инвестиционном портфеле российско-китайской межправкомиссии — 86 перспективных проектов на общую сумму 18 трлн рублей — в сырьевой отрасли и газохимии, в сельском хозяйстве и автомобилестроении, в сфере производства бытовой техники и строительстве, в транспортной и логистической инфраструктуре. «Ведущие деловые объединения двух стран оказывают содействие в продвижении российских товаров и брендов за рубежом. В 2023 году Российский экспортный центр совместно с партнерами из КНР оказал информационную и финансовую поддержку четырем тысячам предпринимателей из сферы ВЭД на 1,6 млрд долларов. За первое полугодие 2024 года тысяча компаний РФ получила помощь на 1,4 млрд долларов», — проинформировал замминистра.

Хорошую эффективность в деле привлечения китайских инвестиций показал такой инструмент, как особые экономические зоны. В Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики рассказали, что резиденты территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток и Арктической зоны России реализуют 95 проектов с участием иностранного капитала, объем инвестиций в них превышает 1 трлн рублей.

Китайские инвесторы реализуют 58 проектов, что составляет 61% от общего числа. Самым масштабным является проект Амурского газохимического комплекса — крупнейшего в мире завода по производству полиэтилена и полипропилена. Это совместное предприятие «Сибура» (60%) и Sinopec (40%). Компании «Легендагро Приморье» и «Легендагро логистика Амур» реализуют с участием капитала из КНР инициативы в сельскохозяйственной отрасли. В том же Приморье компания «Юбо-Сумотори» наладила выпуск грузовой техники китайской марки Faw. Компания «И Сэнь» открыла деревоперерабатывающую фабрику полного цикла, которая изготавливает березовый мебельный щит, а компания «ДИК Цяосин» построила комплекс для выращивания сои и кукурузы.

«Усилит сотрудничество с иностранными инвесторами международная ТОР, механизм которой заработает в 2025 году. Под создание таких зон определены площадки в Приморье, Хабаровском крае и других регионах. Резидентом МТОР может стать новое российское юридическое лицо, при этом не ограничивается участие в нем иностранных юридических и физических лиц, что позволяет привлекать средства зарубежных инвесторов. Для получения мер государственной поддержки резидент МТОР должен будет запустить предприятие, ориентированное на продукцию с высокой добавленной стоимостью», — прокомментировали в пресс-службе КРДВ.

сх1.jpg

сх2.jpg

сх3.jpg

Деловой подход. Директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Маслов, выступая на онлайн-конференции МИД «ЕвроМедиа», отмечал, что инвесторы из Китая проявляют интерес ко многим отраслям в России, в частности огромен потенциал взаимного сотрудничества в логистическом и транспортном строительстве. «КНР уже давно выражает желание нарастить взаимодействие в области промышленного и жилищного строительства, в сфере прокладки дорог, тоннелей. Кроме того, она готова вкладываться в высокотехнологичные производства», — комментировал эксперт.

То, что китайцы заинтересованы только в выкачивании ресурсов из российской земли, ученый считает если и не мифом, то исторически сложившимся форматом сотрудничества, который никто не мешает изменить. «Китай готов прорабатывать вопросы строительства совместных заводов для производства самой различной продукции. Здесь для нас главное — не ждать, пока нам предложат, а мониторить рынок, выходить на китайские инвестиционные корпорации, самим предлагать самые разные виды сотрудничества», — полагает Алексей Маслов.

Доцент кафедры международных экономических отношений и заместитель декана по международной деятельности экономического факультета Российского университета дружбы народов Дарья Соколан отмечает, что у России и Китая — огромный потенциал, который ранее не развивался в силу устремлений нашей страны не на Восток, а на Запад. «Нам с Китаем нужно много строить, потому что товарооборот будет расти, инвестпроекты надо обеспечить инфраструктурой. Если раньше мы вкладывались в порты Новороссийска и Санкт-Петербурга, то теперь должны переориентироваться на Владивосток, строить терминалы для перевалки различной продукции, расширять пропускную способность автомобильных и железных дорог, мостов, переходов, терминалов. Все эти проекты Китаю также будут интересны», — считает Соколан.

По ее мнению, представители КНР также будут заинтересованы в углублении сотрудничества по уже имеющимся проектам, связанным с производством высокотехнологичной продукции, например, в автопроме. «Если мы говорим об автомобилях, нам необходимо их делать в пропорции 50 на 50. Сейчас в России работают автозаводы, какие-то производители только строят свои предприятия. Но в любом случае локализация будет расти — это закономерный процесс», — уверена Дарья Соколан.

Эксперты-востоковеды также подчеркивают: Китай заинтересован в России не меньше, чем Россия в Китае. Они отмечают: сейчас, когда американцы и европейцы путем заградительных пошлин не пускают продукцию из КНР на свои рынки, Россия для Поднебесной является одной из немногих высокоразвитых стран, которые готовы импортировать не только готовые товары, но и технологии, активно развивать их, что будет способствовать обоюдному развитию. «Китайцы очень осторожны в делах, но когда они видят, что партнер готов перейти на ступень выше, также делают этот шаг», — замечает Алексей Маслов.

сх4.jpg

20 крупнейших инвестиционных проектов России с участием китайского капитала

сх5.jpg

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие инвестиционные проекты, которые на территории России в 2023-2024 годах на условиях полного или частичного финансирования реализовывали инвесторы из Китая. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга предоставлена самими компаниями-инвесторами, органами власти, сопровождающими международные инвестиции, взята из сообщений деловых СМИ.

Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.