— По данным Министерства просвещения России, в ходе приемной кампании 2025 года наблюдался рекордный интерес к среднему профессиональному образованию, или феномен СПО. Статистика говорит сама за себя: сегодня контингент в СПО — почти 4 млн студентов. Например, колледжи и техникумы Ростовской области приняли более 24 тыс. абитуриентов — на 1000 больше, чем годом ранее. Всего в учреждениях среднего профобразования региона учатся свыше 116 тыс. человек.

В нынешнем году российская система среднего профессионального образования отмечает свое 85-летие. И сегодня, как никогда, мы констатируем огромную значимость системы СПО в нашем государстве, ее ключевую роль в подготовке квалифицированных кадров и обеспечении технологического суверенитета страны.

Успешно реализуется проект в сфере СПО — «Профессионалитет». Он направлен на создание кластеров, которые объединяют учреждения СПО и предприятия для подготовки специалистов в приоритетных отраслях экономики. В рамках проекта модернизируются образовательные программы, усиливается взаимодействие с бизнесом, реализуется успешное трудоустройство выпускников.

В начале сентября в Калуге дончане завоевали 11 победных медалей в финале чемпионата «Профессионалы». В индивидуальном зачете наши ребята взяли два «золота» и две «бронзы», в командном — два «золота» и три «серебра». Также две золотые медали удалось выиграть в индустриальном и международном зачетах. И это не может не радовать.

В июле 2025 года президент России Владимир Путин подписал закон о профессионалитете и проведении ГИА в форме демоэкзамена. Колледжи и техникумы смогут привлекать работодателей в организацию обучения. В учреждениях создадут советы, которые будут утверждать образовательные программы. Аттестация для студентов СПО будет проводиться в форме демоэкзамена.

Система СПО активно внедряет новые образовательные стандарты и программы, что позволяет выпускникам успешно адаптироваться на рынке труда, найти свое место в жизни. И мы, депутаты Государственной думы, обеспечиваем законодательную поддержку системы среднего профессионального образования, постоянно ее донастраивая.

Нижняя палата парламента поддержала эксперимент по упрощению сдачи ОГЭ для поступающих в колледжи. По всей стране заработала государственная программа капитального ремонта зданий средних профессиональных учреждений, а также общежитий, в которых проживают студенты. Мы расширили категории лиц, имеющих преимущественное право поступления в СПО. Это касается инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболеваний, полученных в период прохождения военной службы. Также снизили бюрократическую нагрузку на педагогов СПО. Правительство совместно с регионами работает над расширением мер поддержки для мастеров производственного обучения. Речь идет о выплатах за кураторство, премиях лучшим педагогам, о стимулирующих надбавках и повышении квалификации в рамках федерального проекта «Профессионалитет».

Также наш профильный Комитет Государственной думы по просвещению поддержал законопроект, согласно которому обладатели дипломов среднего профобразования, чей профиль соответствует выбранной программе в вузе, смогут поступить на бакалавриат или специалитет на основании прохождения вступительных испытаний. Потому как меньше препятствий — больше результата.

Мы понимаем, что необходимо и дальше создавать условия для поступления в СПО. Получение профессии должно быть бесплатным, потому что без этого мы не сформируем профессиональные кадры, не создадим экономику. Поэтому выступали за то, чтобы разрешить выпускникам 9-го класса сдавать при поступлении в СПО два экзамена вместо четырех. Буквально на днях Комитет Госдумы по просвещению одобрил законопроект, согласно которому не сдавшие ГИА девятиклассники смогут бесплатно обучиться рабочей профессии.

СПО-образование в приоритете, и это абсолютно правильно: мы реализуем масштабные проекты по подготовке специалистов и работаем на опережение, используя прорывные решения, опираясь на весь 85-летний опыт системы профобразования нашей страны.

Сами учреждения СПО тоже сделали многое, чтобы повысить свою привлекательность. Например, колледжи создали немало IT-программ с целью привлечь молодых людей. Под это дело, кстати, стали обновлять инфраструктуру, в том числе оборудование в колледжах. Некоторые из них уже сейчас могут в этом смысле потягаться со многими вузами, особенно региональными.

Еще одно лично мое замечание: проблема кадрового голода слабо соотносится со структурой выпуска образовательной отрасли. Работников сегодня не хватает самых разных квалификаций, и далеко не всегда можно сказать, какое именно звено образовательной системы тут является слабым. Ведь мы привыкли к определенным представлениям о том, какие специальности требуют, а какие не требуют определенного образования. Но в новой экономике этим представлениям грозит серьезная ревизия. Соответственно, из повестки не уйдет вопрос достаточной зарплатной мотивации для квалифицированных рабочих.

Не стоит забывать, в России очень сильным фактором является управленческая политика. Так или иначе, вместе мы вносим весомый вклад в сохранение истории и традиций профессионального образования и обучения России, а также движемся вперед, модернизируя систему СПО. Уверена, что во всех регионах юбилейная дата среднего профессионального образования будет достойно отмечена, обозначив высокий уровень и достоинство современной системы профобразования.

 |