
О последствиях пандемии
— 2020 год был очень сложным во всех отношениях. ВВП Евразийского экономического союза сократился на 3,9%. Для сравнения: ВВП Европейского союза упал на 7,2%, Германии — на 5,4%, Великобритании — на 10%. Несколько лучше показатели жизненного уровня. ВВП ЕАЭС на душу населения по паритету покупательной способности остался фактически на уровне предыдущего года: 27,7 тыс. долларов против 27,8 тыс.
Несмотря на сложности, в ЕАЭС обеспечен рост показателей по таким важным отраслям, как обрабатывающая промышленность (+0,4%) и сельское хозяйство (+2,3%). Это очень важно, поскольку в данных отраслях сконцентрированы высокоэффективные рабочие места, а АПК — это еще и продовольственная безопасность.
Позитивнее динамика экспорта во взаимной торговле товарами внутри ЕАЭС, чем во внешней торговле (-11% против -20,9% соответственно). Это значит, что работают интеграционные связи. Увеличилась доля стран СНГ в целом во внешнеторговом обороте Союза — с 4,9% до 5,3%. Это также заслуга нашего сотрудничества и эффективной работы интеграционных структур.
Однако приведенные данные не должны успокаивать. Мы в Евразийской экономической комиссии особое внимание уделяем созданию механизмов максимально выгодного экономического взаимодействия.
О цифровой повестке
— Пандемия обнажила проблемы интеграции, потребовала многие решения принимать быстро и смело. Цифровизация стала реальным механизмом управленческой деятельности, и по-другому проявилась ее прикладная роль.
Реализуется цифровая повестка ЕАЭС. Идет подготовка обновленной целевой архитектуры интегрированной информационной системы. Приняты решения о внедрении 89 общих процессов в рамках ИИС, а по 19 из них есть полная готовность. Это, безусловно, скромные показатели, при этом идет разноскоростное подключение стран. Если Россия подключилась ко всем 19 общим процессам, то Армения — к 14, Беларусь — к 12, Казахстан — к 13, Кыргызстан — к 16.
В рамках цифровой повестки ведется работа по формированию экосистем цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, включая цифровую карту и базы данных дорог и инфраструктурных объектов; по созданию цифровой туристической платформы; осуществлен запуск работ по формированию и интеграции национальных информационных систем в сфере ветеринарии и фитосанитарии при прослеживаемости продукции; создана унифицированная система поиска «Работа без границ». Мы со своей стороны инициировали проработку вопроса о ее применении в государствах-участниках СНГ, не являющихся членами ЕАЭС, в качестве межгосударственного поискового ресурса в сфере трудоустройства и занятости. Полагаю, что и по другим актуальным «цифровым» вопросам необходимо искать точки соприкосновения.
О техническом регулировании
— Почему у государств Евразийского экономического союза, может быть, недостаточно высокий уровень торговли? Он составляет в зависимости от года 60-70 млрд долларов, в то время как внешняя торговля с третьими странами — порядка 700 млрд долларов. Здесь несколько вопросов.
Во-первых, техническое регулирование. Благодаря техническим регламентам, которые реализуются в рамках Союза, 85% товаров уже сертифицированы по единым техническим нормам. И это не только доверие. Это говорит о том, что та продукция, те товары, которые обращаются у нас на внутреннем рынке, идут на экспорт, действительно соответствуют мировому уровню. Это хорошая основа для того, чтобы двигаться дальше.
О гармонизации национальных законодательств
— Национальные законодательства государств Евразийского экономического союза надо в большей степени гармонировать между собой и с правом ЕАЭС, потому что иногда мы наблюдаем такие случаи, когда национальные правительства принимают соответствующее решение для защиты внутреннего рынка с целью поддержки отечественных товаропроизводителей, и это создает определенные препятствия во взаимной торговле. Иногда это подается под таким патриотическим видом — защиты суверенных возможностей. Но мы должны понимать, что основная сила Союза заключается в синергетике, взаимодополняемости наших экономик.
Об устранении препятствий
— Ключевым условием надлежащей работы бизнеса является отсутствие барьеров в свободном передвижении товаров, осуществлении работ и услуг на рынках ЕАЭС. Комиссия уделяет этому вопросу наибольшее значение и проводит целенаправленную политику по устранению препятствий. Так, количество препятствий в целом в реестре Союза впервые с 2016 года снизилось до 59. В 2020 году устранено максимальное количество нарушений — 16 (13 барьеров и 3 препятствия с признаками барьеров, что на 45% больше, чем в 2019 году). Но появляются новые, которые, к сожалению, продуцируют страны.
Практика выявления и устранения препятствий показала необходимость разработки новой методологии разделения препятствий. Она подготовлена Комиссией и уже вступила в силу.
О промышленной кооперации
— Важное направление — промышленная кооперация. Несмотря на то что в ЕАЭС около 17 тыс. совместных предприятий, у наших промышленных товаров все еще низкий уровень конкурентоспособности и малый удельный вес валовой добавленной стоимости. Для того чтобы торговать эффективно, нужно иметь то, чем торговать. Продукция должна быть надлежащего качества. В связи с этим следует уделить приоритетное внимание увеличению доли обрабатывающей промышленности, наращиванию производительности труда, мотивации роста инвестиций.
Как отметил президент России Владимир Путин, прибыль и сбережения надо в первую очередь направлять на создание новых предприятий и производств у себя дома. Проработка сделана. Евразийской экономической комиссией на основании предложений сторон сформирована карта индустриализации ЕАЭС. Документ включает в себя 185 крупных инвестиционных и значимых проектов сметной стоимостью более 300 млрд долларов в 21 подотрасли, более 550 технологических направлений, по которым в Союзе имеется необходимость в импортозамещении. Это по своей сути интеграционные проекты.
О глобальных проектах
— «Один пояс — один путь», Большое Евразийское партнерство — программные проекты. И мне представляется, что в их рамках можно было бы реализовать два глобальных проекта. Первый проект — транспортный. Здесь задействована в первую очередь Россия, но, думается, должен быть координирующий орган управления. И тогда мы смогли бы работать по транспортным коридорам Китай — Европа и Север — Юг. Второй проект — инициатива о создании оптово-распределительных центров, с которой выступает Казахстан. Речь идет о логистике не только товаров собственного производства, но и об импорте, прежде всего китайском, а также о товарных потоках, связанных с Европой.
Мы планируем сконцентрировать внимание на этих двух проектах. По первому из них работаем с Российской академией наук. Полагаем, что два данных направления в рамках сопряжения инициативы «Один пояс — один путь» и Большого Евразийского партнерства можно реализовать в ближайшие пять лет.
О сотрудничестве со странами СНГ
— У ЕАЭС и СНГ огромный транзитный потенциал. 2020 год еще раз подтвердил данный тезис на практике. Объемы железнодорожного транзита через государства Союза по направлению из Азии в Европу и обратно существенно увеличились, заметно повысилась эффективность перевозок. Серьезных экономических результатов достиг Евразийский железнодорожный альянс — ОТЛК, где активно работают РЖД, Белорусская железная дорога, Казахстанские железные дороги.
ЕАЭС и СНГ могут и должны стать регионом бесшовной транспортной связанности в Большой Евразии. Ключ к этому — слаженные усилия как на государственном, так и на коммерческом уровне по созданию современной транспортной и сопутствующей инфраструктуры, синхронизации национальных товаропроводящих сетей, применению передовых цифровых решений и унификации подходов к администрированию.
О реализации экономического потенциала
— Совокупный валовый внутренний продукт стран Евразийского союза в общемировом ВВП небольшой — в пределах 3,7%, но потенциал, который заложен в договоре 2014 года, позволяет существенно увеличить объемы. Реально как минимум на 10-12% увеличить импортозамещение и на 22-25% — несырьевой экспорт из государств ЕАЭС в третьи страны.
Расшивка всех узких мест заложена в Стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года, которые одобрены главами государств ЕАЭС 11 декабря 2020 года. Сейчас Комиссия работает над планом реализации данных направлений.
О взаимной поддержке
— 2021-й и последующие годы будут сложными. Страны Евразийского экономического союза будут ощущать еще большую конкуренцию на товарных рынках, чем до кризиса. Значит, надо укреплять наше сотрудничество, взаимодополняя и поддерживая друг друга.
О точке невозврата
— Мы должны работать на конкретного человека, должна быть социальная лояльность к тем процессам и решениям, которые принимаются на уровне отдельных государств и Евразийского экономического союза в целом. Когда люди, особенно молодежь, почувствуют полезность, когда они увидят себя в этих проектах, тогда можно будет говорить, что точка невозврата пройдена и ЕАЭС заработал достаточно устойчиво.