Тем не менее не все проблемы еще решены. Очевидно одно: нужно унифицировать подход, чтобы стыковать разнородные ИТ-системы государств ЕАЭС.

Обсуждению перспектив развития было посвящено одно из важнейших мероприятий нынешнего года — форум «Цифровое будущее глобальной экономики» в Алма-Ате.

Открывая пленарную сессию, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев рассказал: «Наша республика определила развитие технологий искусственного интеллекта и анализа больших данных в качестве одного из ключевых приоритетов. Основной упор сделан на создание «умной» экосистемы принятия решений data-driven government, в возможности которой входит анализ большого массива отраслевых данных. Это позволит построить действенные модели прогнозирования и предупреждения рисков, обеспечить максимальный эффект от проводимых реформ при минимальных негативных последствиях».

В этих целях на базе Назарбаев Университета совместно с Всемирным банком создается Национальный кластер искусственного интеллекта. Для эффективной обработки растущих объемов информации создаются центры обработки данных.

«В течение пяти лет мы планируем привлечь в это направление около 500 млрд тенге, или более 1 млрд долларов инвестиций. Конечно же, приглашаем наших партнеров по Евразийскому союзу и региону к всестороннему сотрудничеству. Кроме того, в текущем году в налоговой сфере начинаем внедрение технологии блокчейн. Отрадно, что налоговые органы Казахстана наладили эффективное взаимодействие со своими российскими коллегами по всем вопросам цифровизации, — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. — Цифровизация затронет и национальную систему распределения лекарственных средств. Будет обеспечено юридическое признание всех базовых документов в электронном формате, усовершенствована защита персональных данных. Государственные сервисы будут развиваться не только в сторону увеличения охвата и доступности услуг, но и проактивности и композитности, то есть единовременного решения конкретных проблем граждан в различных жизненных ситуациях. Эффективность наших интеграционных инициатив в значительной степени зависит от совместимости национальных информационных систем и возможности бесшовного перетока цифровой информацией между членами ЕАЭС и их соседями».

Председатель правительства России Михаил Мишустин отметил особое значение цифрового развития для будущего стран Евразийского экономического союза: «Пандемия не только ускорила цифровую трансформацию, но и обострила связанные с этим стратегические вызовы и угрозы. Страны, у которых нет собственных цифровых платформ, рискуют попасть в информационную, политическую, экономическую зависимость от чужих цифровых решений. Евразийский совет должен дать нашим государствам такую возможность, помочь нам получать выгоды от крупной экономики, при этом развивать собственную общую цифровую платформу, влиять на ее создание и, конечно, сохранять национальный суверенитет.

В прошлом году страны «пятерки» показали свое стремление к большей сплоченности. Этому способствовали эффективные совместные меры по противодействию распространению коронавируса, а также принятие общих стратегических направлений развития ЕАЭС до 2025 года».

Российский премьер указал на необходимость формирования условий для справедливой и прозрачной торговли, нивелирования инфраструктурных ограничений, раскрытия транзитного потенциала, диалога с Европейским союзом, а также продолжения сопряжения евразийской интеграции с китайской инициативой «Один пояс — один путь». Общая платформа насущно необходима для продвижения по всем этим направлениям.

«На практике мы видим осторожный подход партнеров к цифровизации на пространстве «пятерки», — заявил Михаил Мишустин. — К сожалению, есть попытки перенести сроки внедрения совместных цифровых платформ, сохранять национальные правила и системы. Это очень заметно по тому, как идут дискуссии о введении в действие систем регистрации лекарственных препаратов, цифровых паспортов транспортных средств, систем прослеживаемости и маркировки товаров. Угрозу нашим экономикам и суверенитетам несут не общие цифровые платформы и системы, а их отсутствие. Если не заниматься их созданием, чтобы обеспечить прозрачность общих товарных рынков, то, по сути, это будет равносильно восстановлению таможни на границах между нашими странами. Это то, от чего мы уходили, создавая Союз. Если затягивать цифровизацию и унификацию, в том числе таможенного администрирования и других видов контроля на внешнем контуре для всех одинаково, придется вернуться к контрольным мерам на внутренних границах».

Также глава Правительства РФ подчеркнул, что для реализации планов создания цифровой платформы нужно решить ряд задач: «Прежде всего — правовые вопросы. Это касается юридически значимого электронного документооборота в Союзе, в том числе обмена персональными данными, защиты этих данных. Надо создать и внедрить единые цифровые учетные системы идентификации граждан и бизнеса, снять наконец проблему признания цифровой электронной подписи».


В свою очередь премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал упор на успехах цифровизации в границах ЕАЭС: «Страны Союза смогли использовать цифровые технологии для преодоления части проблем, возникших из-за пандемии. Речь идет о цифровой платформе «Путешествуй без COVID-19», которая с 1 февраля фактически восстановила свободное передвижение граждан между Арменией, Россией и Беларусью».

Премьер-министр Беларуси Роман Головченко рассказал, что экспорт Парка высоких технологий, крупнейшего IT-кластера в Восточной Европе, в прошлом году превысил 2,5 млрд долларов, а это более 20% всего экспорта услуг в республике. Спикер также отметил успех проекта «Путешествуй без COVID-19», но сказал и о сложностях: «Реализация цифровой повестки не приводит к развитию национальных сегментов, в большей степени уделяя внимание созданию централизованных сервисов, что, на наш взгляд, может привести к дисбалансам в вопросах владения данными».

Один из важнейших вопросов на повестке — развитие инфраструктуры, в том числе и цифровой. В рамках мартовского совещания, посвященного стимулированию инвестиционной активности, президент России Владимир Путин рассказал: «Мы уже предложили и отечественным, и иностранным инвесторам новый механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений, когда крупные, знаковые проекты получают так называемую дедушкину оговорку, то есть фиксированные налоговые условия на срок до 20 лет, а вложения инвесторов в транспортную, энергетическую, социальную, коммунальную и цифровую инфраструктуру могут быть компенсированы государством за счет будущих налоговых поступлений».

 |