В ряде направлений это вполне сложившийся законченный уровень образования. Но не конкурирующий с вузовским, а существующий параллельно ему. Поэтому более уместно говорить не о возникновении конкуренции между СПО и ВО, а искать возможности их синергии и усиления друг друга.
— Сегодня на волне успешных наборов на среднее профессиональное образование можно встретить точку зрения, что СПО становится полноценным конкурентом высшему образованию. Данная зарождающаяся дискуссия имеет изначально неверный вектор развития в связи с тем, что не в полной мере определены критерии, по которым осуществляется сравнение.
В реалиях рыночной экономики в первую очередь стоит вспомнить о том, что и вузы, и учреждения СПО являются поставщиками образовательной услуги, то есть формально являются конкурентами на рынке. Следуя такой логике, мы можем исходить из того, что все потенциальные абитуриенты — это потребители образовательных услуг. Таким образом, выбор учреждения СПО вместо вуза сокращает количество поступивших на обучение, а следовательно, и доходов от реализации коммерческих образовательных услуг.
Тут можно начать сравнивать количество абитуриентов, поступивших на обучение в вузы и учреждения СПО. Но по факту в этом нет смысла, поскольку изначально в таком подходе кроется ошибка. У вузов и учреждений СПО нет единого рынка потребителей услуг.
В учреждения СПО идут обычно школьники, окончившие девять классов обучения, в то время как в вузы поступают после одиннадцатого класса, а также выпускники учреждений СПО. То есть два данных формата получения образования не только не конкурируют друг с другом в борьбе за абитуриентов, но и, напротив, учреждения СПО становятся донорами для вузов, поскольку без диплома учреждения СПО их выпускники в принципе могли не поступить в вуз. Осознавая данный шаг, многие вузы самостоятельно открывают колледжи или техникумы либо заключают партнерские соглашения с учреждениями СПО, тем самым пополняя ряды своих студентов.
Сопоставление полученных от реализации образовательных программ средств тоже не является показателем. Обучение в техникумах и колледжах стоит на порядок дешевле. Но часто не этим критерием руководствуются поступающие, хотя есть и таковые. Основной критерий — доступность образования с точки зрения необходимых условий. Ключевое из них — сданное ЕГЭ и полученные по итогам баллы. На сегодняшний момент часто уровень подготовки в школах к ЕГЭ, к сожалению, не самый высокий, а позволить себе частных репетиторов могут далеко не все. В итоге часть школьников даже не пытаются сдать ЕГЭ, а сразу выбирают учебу в учреждениях СПО с расчетом, что с дипломом техникума или колледжа они либо поступят на обучение в вузы, где допускается прием после техникумов без ЕГЭ при прохождении внутреннего испытания, либо ограничатся учреждением СПО, не имея ресурсов учиться дальше, но при этом уже имея документ об образовании, который позволяет трудоустроиться.
Так что часто выбор между вузом и учреждением СПО не стоит. Все зависит не от конкурентного предложения, а от возможностей поступающих и требований законодательства. Повлиять на них ни вузы, ни учреждения СПО не могут. Если у абитуриента нет по закону возможности поступить в вуз, он не сможет этого сделать ни при каких условиях.
Некорректно сравнивать программы подготовки. Они в корне разные. И дело не в том, что учреждения СПО делают упор на развитие практических навыков, поскольку многие вузы также стараются активно привлекать к преподаванию практиков, которые могут сформировать практические компетенции, как минимум, не хуже, а зачастую даже лучше, чем это происходит в учреждениях СПО. Более того, наличие преподавателей из числа представителей работодателей является одним из требований, которое сегодня предъявляется к вузам.
Вузовское образование предусматривает масштабное погружение в будущую профессию и развитие различных компетенций, которые могут быть применимы в различных практических условиях в силу того, что часто профессиональная сфера применения способностей выпускника достаточно разнообразная. Так, например, специалисты в области юриспруденции могут найти себя в правоохранительной системе, работать юрисконсультом в бизнесе, заниматься вопросами банкротства или закупками. А также работать по смежным направлениям, например, на государственной гражданской службе. Конечно, есть деление на профили, но выпускник одного профиля подготовки легко адаптируется к другому при необходимости, поскольку у всех единая база.
Обучение в учреждении СПО более узкоспециализированное, оно позволяет получить продвинутые навыки в одном направлении, часто не позволяя адаптироваться к смежным направлениям практической деятельности.
Однако многие программы учреждений СПО, особенно те, кто включился в «Профессионалитет», более востребованы на рынке труда, в то время как специалистов с дипломами вузов по ряду направлений на рынке с избытком, что не гарантирует трудоустройство. Но данный фактор говорит не о том, что учреждения СПО выигрывают конкуренцию. Здесь, скорее, вопрос в том, будет ли впоследствии выпускник учреждения СПО поступать в вуз. Таким образом, сложно говорить о том, что учреждения СПО конкурируют с вузами. Они существуют каждый в своей реальности, которые напрямую не пересекаются.
Однако однозначно само понимание системы профессионального образования в нашей стране меняется. Прежде всего, мы практически уходим от иерархической модели, где существует высшее образование и среднее профессиональное. Ранее существовал подход, что СПО дает базовые навыки, а законченным уровнем образования становится обучение в вузе. Сегодня такой прямой зависимости благодаря «Профессионалитету» фактически нет. Многие средние профессиональные учебные заведения дают полноценное образование, не требующее повышения навыков путем обучения в вузе, за исключением разве что классических гуманитарных направлений. Это большинство рабочих профессий, творческие профессии, IT-сфера. Тем самым техникумы и колледжи дают во многом конечный уровень образования. И тут возникает вопрос, следует ли такое образование считать средним?
Фактически мы имеем дело с формированием векторного подхода к образованию, при котором у нас существует несколько образовательных траекторий, каждая из которых определяет свой вектор профессионального развития человека. Старая иерархическая модель утрачивает свое значение. Но это не означает, что элементы старой системы утратили свою значимость. Это означает, что нужно менять к ним подход. Они становятся гибкими и вариативными.
Среднее профессиональное образование уже нельзя рассматривать как первый шаг в профессию и ступеньку к вузовскому образованию. В ряде направлений это уже вполне сложившийся законченный уровень образования. Но не конкурирующий с вузовским, а существующий параллельно ему, при этом все еще способный усиливать и подпитывать вузовское образование. Усиливать, прежде всего, благодаря более высокому по сравнению со средней школой уровню знаний у поступающих абитуриентов, бывших студентов техникумов и колледжей.
Но и вузы усиливают техникумы, поскольку нередко преподаватели вуза могут совмещать работу в вузе и техникуме. Особенно это актуально в регионах, где уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава не всегда отвечает современному уровню достатка. При этом такие преподаватели, корректируя доносимую до студентов информацию ввиду разницы в образовательных программах, сохраняют свой уровень знаний и практических навыков, которыми они делятся с обучающимися.
Поэтому более уместно говорить не о возникновении конкуренции между техникумами и вузами, а искать возможности их синергии и усиления друг друга, что позитивно скажется на повышении профессионализма как выпускников вузов, так и выпускников учреждений СПО.
Текст: Сергей Решетняк
Сергей Решетняк — старший преподаватель кафедры правового обеспечения деятельности органов власти Северо-Кавказского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы