Макрорегион привлекает триллионы рублей инвестиций и формирует среду, комфортную для местного населения и новых жителей, прежде всего, из числа молодежи. В планах — еще более амбициозные проекты, реализация которых позволит Дальнему Востоку упрочить свои позиции в масштабах не только России, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Амбициозные ориентиры

— Развитие Дальнего Востока обозначено национальным приоритетом России на весь XXI век. Об этом было сказано в послании Федеральному Собранию в конце 2013 года. Затем стала формироваться и обновляться нормативная база, запущен целый ряд инструментов поддержки бизнеса, включая территории опережающего развития, режим свободного порта Владивосток и преференциальный режим на Курилах, специальный административный район на острове Русском. Развернуты масштабные планы по укреплению транспортной, энергетической, коммунальной инфраструктуры. Приняты решения для поддержки жилищного строительства, ремонта и создания социальных объектов: школ и детских садов, поликлиник и больниц, спортивных комплексов.

Эти усилия объединены в большую государственную программу развития Дальнего Востока. В ней обозначены амбициозные ориентиры опережающего экономического и технологического роста, повышения благополучия жителей дальневосточных субъектов Федерации. И эти усилия дают ожидаемые результаты. За прошедшие годы по многим ключевым показателям, в первую очередь экономическим, ДФО занял лидирующие позиции, опережая общероссийские темпы.

Так, за 10 лет валовой региональный продукт Дальнего Востока увеличился более чем в 2,5 раза — с 4 до 11 трлн рублей. В основной капитал компаний и предприятий ДФО вложено 20 трлн рублей. Четверть из них — в проекты с государственной поддержкой в таких отраслях, как горнорудная промышленность, нефтегазохимия, строительство.

Регионы-лидеры по инвестициям в основной капитал за 10 лет: Якутия — 4,5 трлн рублей, Амурская область — 4 трлн, Сахалинская область — 2,6 трлн. На их долю приходится 55% всех инвестиций в ДФО. Динамика инвестиций в регионах округа такова, что в 2024 году их объем вдвое превысил значение десятилетней давности в реальном выражении. Для сравнения: по России в целом он оказался в 1,5 раза выше — тоже хороший результат, но все-таки на Дальнем Востоке лучше.

В пересчете на одного жителя сегодня в ДФО инвестируется вдвое больше средств, если сравнить с общероссийским показателем. Что это означает? Что формируется не просто современная промышленная база, а по сути новая индустриальная карта региона. На ней уже появились и появляются тысячи точек роста. В том числе предприятия мирового уровня: Баимский горно-обогатительный комбинат на Чукотке, «Удоканская медь» в Забайкалье, газоперерабатывающий завод и газохимический комплекс в Амурской области, завод минеральных удобрений в Находке, судостроительный завод «Звезда» в Приморье, гидрометаллургический комбинат в Хабаровском крае.

Рост деловой, предпринимательской активности, расширение экономических возможностей Дальнего Востока — основа для дальнейшего развития региона. И важно сохранить устойчивую динамику в его традиционных отраслях, развивать инфраструктурные, логистические связи, обеспечивать надежное снабжение доступной и чистой энергией и, конечно, ресурсами.

Добыча полезных ископаемых в ДФО расширяется. Так, добыча угля и золота в округе за 10 лет выросла почти в 1,7 раза. В том числе благодаря заявительному принципу лицензирования недр, который позволил более активно привлечь частный капитал в геологоразведку, кратно увеличить количество открытий новых месторождений, включая такие крупные, как золотомедное месторождение Лугокан в Забайкалье и золотосеребряное месторождение Роман в Якутии.

газоперерабатывающий завод (5) 1.jpg

Комплексная транспортная система

— Отдельный вопрос — логистика. За последние годы нагрузка на транспортную систему Дальнего Востока заметно выросла. Укрепляются связи региона с зарубежными странами. Все это требует обновления автомобильных и железнодорожных магистралей, расширения морских терминалов, создания современных транспортных узлов с роботизированными складами и цифровой обработкой грузов.

Мы продолжим модернизацию Восточного полигона железных дорог — БАМа и Транссиба. В 2032 году их провозные мощности должны стать в полтора раза выше, чем на начало текущего года. Предстоит и дальше расширять железнодорожные подходы к морским портам Дальнего Востока, которые динамично развиваются, прежде всего, за счет частных инвесторов. За последние 10 лет портовые мощности в регионе фактически удвоились и сегодня составляют почти 380 млн тонн грузов в год. А к 2030 году они должны вырасти еще на 115 млн тонн.

В ДФО уже построены транспортные мосты в Китай: Нижнеленинское — Тунцзян и Благовещенск — Хэйхэ. В планах — строительство новых мостов, в том числе в Корейскую Народно-Демократическую Республику через реку Туманную, который должен быть открыт в 2026 году.

В каждом субъекте Дальнего Востока обновляются аэропорты. Они уже обслуживают более 14 млн пассажиров в год, в том числе туристов, которые все активнее посещают эти замечательные, красивейшие места. По инициативе корпорации «ВЭБ.РФ» подготовлены мастер-планы развития 12 новых всесезонных курортов в Приморье, на Сахалине и Камчатке, что позволит в течение 10 лет практически удвоить количество туристов, приезжающих в эти регионы.

Особо значимая тема как для Дальнего Востока, так и для всей России, для всего Евразийского континента — развитие Трансарктического транспортного коридора. Он пролегает от Санкт-Петербурга через Мурманск, Архангельск и Северный морской путь во Владивосток. Заинтересованность в этом маршруте растет как со стороны российских компаний, работающих в Арктике, так и со стороны иностранных перевозчиков. Причем речь идет не о единичных, разовых транзитах, а о формировании устойчивой грузовой базы.

Я говорю именно про Трансарктический коридор, потому что нужно оперировать соображениями большего масштаба, чтобы эта артерия действовала в комплексе со всеми прилегающими к Северному морскому пути территориями с их возможностями. Комплексная система должна объединить морской, железнодорожный, автомобильный виды транспорта. Она позволит использовать потенциал крупнейших рек: Оби, Енисея и Лены.

Трансарктический коридор должен работать в первую очередь в интересах отечественной экономики и регионов Дальнего Востока, Сибири, Арктики, учитывать кооперацию между ними и открывать новые возможности для бизнеса. И здесь есть два потенциально значимых направления развития. Первое — создание современных центров судостроения, которые должны будут выпускать всю линейку судов для работы на маршруте: от буксиров и судов снабжения до балкеров и газовозов ледового класса, а также сверхмощных ледоколов. Второе — чтобы повысить эффективность, устойчивость Трансарктического коридора, нужно открыть прямой доступ грузам из Сибири, с Урала на морские трассы Арктики.

строительство высоток (2).jpg

Новаторские механизмы ТОРов

— В свое время хороший импульс для экономического роста, для частной инициативы на Дальнем Востоке дали передовые, новаторские для нашей страны механизмы, такие как территории опережающего развития. Закон о ТОРах был принят в конце 2014 года, а сам механизм запущен в 2015-м. Задача заключалась в том, чтобы создать в ДФО глобально конкурентоспособные условия для бизнеса. Поэтому мы разрабатывали режимы ТОРов на основе лучших практик делового, инвестиционного климата, в том числе Азиатско-Тихоокеанского региона.

Инструмент ТОРов доказал свою эффективность, помог запустить множество инвестпроектов, системно поддержать предпринимателей, компании на самом важном этапе — в период строительства, налаживания производства и выхода на проектные мощности. На Дальнем Востоке создано 18 территорий опережающего развития. В них работают более 300 резидентов, которые вложили почти 4 трлн рублей инвестиций, и открыто 95 тыс. новых рабочих мест. Уже не раз Правительство России принимало решения расширить границы конкретных ТОРов под новые проекты.

С учетом накопленного успешного опыта предлагаю предпринять кардинальный шаг — бесшовно, с сохранением условий для действующих инвесторов запустить на всей территории Дальнего Востока и Арктики единый преференциальный режим для бизнеса. И сделать это нужно с 1 января 2027 года. Речь идет о том, чтобы упростить использование инструментов поддержки предпринимателей, компаний, их новых проектов. При запуске единого преференциального режима будут сохранены условия для действующих инвесторов на территориях опережающего развития.

Для резидентов международных ТОРов этот инструмент предполагает еще более длинные льготы по налогу на прибыль и так называемую «дедушкину оговорку», то есть неизменные условия работы на период до 15 лет, а также индивидуальный подход и сопровождение каждого инвестора. Нормативная база уже готова, и с 1 января 2026 года международные ТОРы будут работать в Забайкалье, Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровском и Приморском краях.

Сквозной смысл стратегии

— Развитие Дальнего Востока, Арктики, построение экономики будущего должны вести к повышению благополучия людей, их доходов, к структурному изменению занятости в пользу квалифицированных, высокооплачиваемых рабочих мест. В этом логика, сквозной смысл той стратегии, которую мы реализуем в ДФО и АЗРФ.

За последние 10 лет средняя зарплата на Дальнем Востоке выросла в 2,5 раза и по итогам прошлого года превысила 100 тыс. рублей в месяц . Уровень безработицы в регионе сократился с 7% до 2,4%. Во всех субъектах ДФО снизился уровень бедности.

Мы помним, как на фоне проблем, трудностей в экономике и социальной сфере в конце прошлого века с Дальнего Востока начали уезжать люди. Наметилась угрожающая тенденция, которую было очень сложно переломить. Но нам это удается. Постепенно, но удается. С 2014 года за пять лет миграционный отток в ДФО составил 211 тыс. человек, но уже в следующие пять лет он сократился до 109 тыс. — почти в два раза. А в 2024 году был впервые отмечен миграционный приток — 24 тыс. человек. Да, пока не так много, но сам факт изменения тенденции уже стал серьезным достижением.

Что особенно важно, на Дальний Восток поехала молодежь, причем со всей России. С 2015 года, девять лет подряд, фиксируется приток ребят в возрасте от 20 до 24 лет. Только в 2024 году он вырос в два с лишним раза по сравнению с 2023-м. О чем это говорит? О том, что в ДФО можно получить интересную профессию, найти хорошо оплачиваемую работу, обустроиться, решить вопросы жилья, создать семью, воспитать детей; что именно здесь формируется будущее нашей страны. Молодежь это чувствует, видит и соответствующим образом реагирует.

Мы продолжим развитие системы среднего и высшего образования на Дальнем Востоке. Будем постоянно настраивать ее на кадровые потребности предприятий и организаций, учитывать прогноз состояния рынка труда с развитием новых, перспективных направлений экономики. Уже договорились открыть университетские кампусы в Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском, в Якутске и Хабаровске, в Благовещенске, Улан-Удэ и Чите, построить вторую очередь кампуса Дальневосточного федерального университета. Словом, будем формировать все условия для получения качественных, современных знаний.

молодая семья 1.jpg

Комфортная среда для жизни

— Конечно, важно поддержать не только тех, кто собирается приехать на Дальний Восток, но и тех, кто родился здесь, живет, трудится, кто своими руками делает регион сильнее, успешнее. По доступности жилья, состоянию городской среды, экологии, субъекты ДФО должны выйти на уровень выше среднего по России. С этой целью составлены мастер-планы для 22 городов и агломераций округа. Они включают в себя задачи экономического развития населенных пунктов, призваны сформировать современную, по-настоящему комфортную среду для жизни с обновлением жилищно-коммунальной инфраструктуры, обустройством общественных пространств, парков, бульваров, детских и спортивных площадок, с модернизацией социальной сферы.

Мастер-планы уже воплощаются в жизнь. На сегодня в их рамках создано более 160 объектов, в том числе набережная и детский технопарк в Комсомольске-на-Амуре, стадион в Улан-Удэ и крытый каток в Находке. Модернизирована судоверфь, построена набережная и разбит сквер в Якутске. Завершено возведение Камчатской краевой больницы. До конца текущего десятилетия в рамках дальневосточных и арктических мастер-планов предстоит ввести еще свыше 600 объектов.

Для финансирования мастер-планов мы договорились сформировать в национальных проектах специальные разделы, посвященные именно Дальнему Востоку и Арктике, а также направить на их мероприятия 5% от расходов профильных государственных программ в социальной сфере, инфраструктуре и т. д. Кроме того, я поручил выделить отдельный лимит казначейских инфраструктурных кредитов на мастер-планы городов ДФО и АЗРФ. До 2030 года на эти цели будет направлено 100 млрд рублей, прежде всего, на строительство и обновление инфраструктуры.

Снимок экрана 2025-09-27 в 10.49.07.jpg

Квартирный вопрос и демография

— Если в 2015 году на Дальнем Востоке было введено 2,9 млн кв. м жилья, то в 2024-м — уже 4,7 млн. Сыграл свою роль механизм «Дальневосточного квартала» с льготами для застройщиков. И, конечно, программа дальневосточной и арктической ипотеки со ставкой 2%, которая изначально охватывала молодые семьи, семьи с детьми, участников программ «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар». По этой программе уже выдано более 165 тыс. кредитов. Мы продлили ее до 2030 года, распространили на участников специальной военной операции, сотрудников предприятий ОПК, врачей, педагогов.

Здесь сделаю важное уточнение: возможность получить ипотеку по ставке 2% должны иметь не только учителя, а все работники государственных и муниципальных образовательных учреждений Дальнего Востока и Арктики. Прошу правительство внести соответствующие поправки в нормативную базу. Это деньги, которые даже в сегодняшних условиях вполне подъемные. Также предлагаю использовать дальневосточную и арктическую ипотеку не только на первичном, но и на вторичном рынке жилья. Но именно в тех городах, где пока не возводятся многоквартирные дома и нет предложений от застройщиков.

Жилищный вопрос — один из ключевых для улучшения демографической ситуации. На Дальнем Востоке действует увеличенная выплата при рождении в семье третьего ребенка. Она составляет не 450 тыс. рублей, как по всей стране, а 1 млн. И это дает результат: сейчас рождаемость третьих и последующих детей в семьях дальневосточников примерно на четверть выше, чем в среднем по России. 

 |