Для этого Правительству РФ пришлось перестроить всю структуру экономики и кардинально изменить основные логистические маршруты. Разворот на Восток позволил России открыть для себя новые рынки и во многом реализовать масштабную программу импортозамещения, а также наметить долгосрочную тенденцию к дедолларизации.
«Не надо прогибаться под изменчивый мир». Вряд ли очередной вал из уже существующих полутора десятков тысяч санкций в отношении России стал сюрпризом для Кремля. С 2014 года Правительство РФ достаточно закалилось в санкционной войне и во многом научилось обходить их посредством параллельного импорта. Более того, санкции в отношении отечественного агропрома привели к тому, что в течение нескольких лет АПК практически завершил программу продовольственной безопасности, обеспечив страну основными продуктами питания. Во многом перешли на собственную продукцию и комплектующие из дружественных государств металлургия, машиностроение, ОПК, атомная отрасль, химия, стройкомплекс и др. Результатами правительственных усилий стали ежегодные рекордные урожаи зерновых, превращение России из страны-импортера в нетто-экспортера продуктов питания, переход множества промышленных предприятий и технологий от ушедших западных предпринимателей под контроль отечественного бизнеса.
31 марта 2023 года президент РФ Владимир Путин утвердил Концепцию внешней политики страны до 2030 года, в которой в качестве ключевых целей обозначены «укрепление позиций России в мировой экономике, достижение национальных целей развития, обеспечение экономической безопасности, реализация экономического потенциала государства». В Кремле посчитали, что в целях обеспечения экономической безопасности, суверенитета и устойчивого экономического роста, а также структурного и технологического обновления, повышения конкурентоспособности на зарубежных рынках и сохранения ведущих позиций России в мировой экономике необходимо принять ряд важных мер. К ним относятся:
1) адаптация мировых торговой и валютно-финансовой систем к реалиям многополярного мира и последствиям кризиса экономической глобализации, прежде всего в интересах снижения возможностей недружественных государств злоупотреблять своим монопольным или доминирующим положением в отдельных сферах мировой экономики, расширение участия развивающихся стран в глобальном экономическом управлении;
2) снижение зависимости российской экономики от недружественных действий иностранных государств, прежде всего посредством развития деполитизированной, безопасной, независимой международной платежной инфраструктуры и расширения практики использования национальных валют в расчетах с союзниками и партнерами;
3) укрепление российского присутствия на мировых рынках, увеличение несырьевого неэнергетического экспорта, географическая диверсификация экономических связей с их переориентацией на государства, проводящие конструктивную и нейтральную политику в отношении РФ, при сохранении открытости к прагматичному сотрудничеству с деловыми кругами недружественных государств;
4) улучшение условий доступа России на мировые рынки, защита российских организаций, инвестиций, товаров и услуг за ее пределами от дискриминации, недобросовестной конкуренции, попыток иностранных государств в одностороннем порядке регулировать ключевые для российского экспорта мировые рынки;
5) защита российской экономики и международных торгово-экономических связей от недружественных действий иностранных государств посредством применения специальных экономических мер в качестве ответной реакции на такие действия;
6) содействие привлечению в Россию иностранных инвестиций, передовых знаний и технологий, высококвалифицированных специалистов;
7) поощрение отвечающих интересам России процессов региональной и межрегиональной экономической интеграции, прежде всего в рамках Союзного государства, ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, а также в целях формирования Большого Евразийского партнерства;
8) использование уникального географического положения и транзитного потенциала России для развития национальной экономики, укрепления транспортной и инфраструктурной взаимосвязанности в Евразии.
При этом в Правительстве РФ обозначили свои внешнеполитические приоритеты: Абхазия и Южная Осетия, государства-члены ЕАЭС, СНГ, «поддерживающие добрососедские отношения с Россией, а также развивающиеся государства, проводящие конструктивную политику в отношении РФ».
Новые горизонты. В конце августа на XV саммите БРИКС в Йоханнесбурге было решено подключить к работе этой структуры еще шесть государств, дружественных России: Аргентину, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Египет и Эфиопию. Еще несколько десятков стоят в очереди. Общий экономический потенциал БРИКС даже без учета новичков уже сегодня превышает потенциал стран «Большой семерки».
Важнейшим показателем сотрудничества в рамках БРИКС стал инициированный Москвой постепенный отказ от доллара во взаимных расчетах и переход на национальные валюты. В том числе создание единой безналичной межгосударственной расчетной единицы, что должно полностью перестроить всю мировую финансовую «бухгалтерию».
На саммите было озвучено предложение Владимира Путина о том, чтобы Россия стала основным мировым поставщиком зерна вместо утратившей рыночные позиции Украины. Благо, урожаи это позволяют. В качестве подтверждения такого плана можно привести недавний выход российского зерна на рынки ряда государств Ближнего Востока и Бангладеш, где ранее оно не было представлено.
По итогам 2022 года поголовье свиней, выращиваемых в российских сельхозпредприятиях и хозяйствах, достигло 28,3 млн голов. Стимулом к развитию данного сегмента стало открытие после пандемии бескрайнего китайского рынка и ряда иных рынков АТР.
В связи с масштабной государственной программой поддержки импортозамещения все последние годы у птицеводов РФ отмечались значительный рост инвестиций в отрасль и увеличение объемов производства. Только 25 ведущих агрохолдингов страны совокупно производят 4,6-4,8 млн тонн мяса бройлера, фактически закрывая внутренние потребности в этом виде продукции и выводя отечественную птицу на зарубежные рынки.
Одним из крупнейших экспортеров мяса птицы стал холдинг «Дамате», перезапустивший в Ростовской области активы обанкротившейся ГК «Евродон». Как сообщил вице-президент по региональному развитию и GR «Дамате» Андрей Григоращенко, «в ближайшие 10 лет предвидится трансформация аграрного бизнеса как на внутренних рынках РФ, так и в области экспорта». «Сегодня мы уже экспортируем порядка 10% продукции, и стоит задача увеличить экспорт до 30%, — заявил он. — Существующие геополитические риски заставляют нас переориентироваться и искать новые приоритеты. Допустим, за последний год мы, к своему удивлению, нашли очень много замещающих производств в части оборудования для нашей технологической цепочки, для переработки мяса и содержания птицы. При этом сейчас мы открываем еще и новые финансовые инструменты. Например, в последний год активно обсуждается развитие исламского банкинга на территории России. Здесь, безусловно, открываются новые возможности. У наших партнеров из Юго-Восточной Азии и Среднего Востока есть желание работать с новыми инструментами, выстраивать долгосрочные связи и отношения, потому что наши интересы взаимны: им нужны гарантии и обеспечение продовольствием в долгосрочной перспективе, а нам — рынки, стабильные заказы и финансирование. Поэтому здесь есть окна возможности, которые предоставлены для компаний, работающих в России и желающих развиваться на внутреннем рынке и в части экспорта».
Мясо птицы прекрасно продается на рынках арабского Востока и АТР, причем зачастую расчеты между странами уже ведутся в национальных валютах.
Путы ВТО. И тем не менее быстро преодолеть «долларовый шлагбаум» не получится. По мнению министра экономического развития РФ Максима Решетникова, ВТО по-прежнему остается основной площадкой для выработки правил международной торговли, а членство в этой неоднозначной организации является фундаментом внешнеэкономической деятельности России. «При всей сложности текущего положения ВТО, в том числе при отсутствии механизма разрешения споров, а также разных уровнях защиты рынков это единый рынок, это торговля с Китаем, Индией. Все наши основные торговые партнеры — члены ВТО», — заметил министр.
По его признанию, в случае гипотетического выхода из ВТО Россия исключит себя из всех существующих механизмов регулирования международной торговли, и тогда придется договариваться о них снова, причем, скорее всего, на менее выгодных условиях. Глава Минэкономразвития также напомнил, что партнеры России по ЕАЭС тоже члены ВТО. «То есть это «домино», где костяшку толкнуть легко, но куда она потом приведет и что потом упадет, наверное, мы сейчас плохо представляем», — констатировал Решетников. Поэтому для России членство в ВТО — «некая ценность, аксиома, на которой строится весь фундамент внешнеэкономической деятельности».
При этом введение против нашей страны санкций во многом развязало руки, и Россия сейчас более активно по многим направлениям защищает свой рынок, продолжил министр. «Недавнее очень непростое решение по пошлинам на вино из недружественных государств дало достаточно ощутимую поддержку нашему виноделию, нашему бюджету и нашему туризму», — отметил Решетников, уточнив, что доходы от пошлин на данную продукцию будут направлены на развитие внутреннего туризма.
Даже небольшой шажок «за шлагбаум» дает мощный импульс для развития производителям из ЕАЭС. Упрощение таможенных процедур уже сделало евразийские товары вполне конкурентоспособными на дружественных рынках. А в ближайшей перспективе может встать вопрос о подключении к расширенной структуре БРИКС сразу двух стран из ЕАЭС — Беларуси и Казахстана.