— За пятилетку реализации стратегических документов по развитию Арктической зоны, утвержденных президентом России Владимиром Путиным, пройден большой путь. На арктических территориях созданы привлекательные условия для ведения предпринимательской деятельности. С помощью льгот специального преференциального режима и территорий опережающего развития, созданных в АЗРФ, стартовали более 1000 новых инвестиционных проектов, в которые привлечено более 2,7 трлн рублей.
Важнейшим для развития Арктики является проект Трансарктического транспортного коридора и его составной части — Северного морского пути. Развитие этого маршрута создает условия для дальнейшего экономического роста, запуска новых инвестиционных проектов.
АЗРФ уже производит более 6% валового внутреннего продукта и около 10% экспорта России. При этом России удается сохранять баланс между активным инвестиционным и инфраструктурным развитием Арктической зоны и сохранением уникальной, хрупкой экосистемы этого региона.
Подготовлен проект указа президента России о внесении изменений в Стратегию развития Арктики с расширением горизонта планирования с 2035-го до 2050 года. Почему возникла необходимость в апгрейде стратегии? Каковы теперь ее приоритеты?
Действующий вариант стратегии развития АЗРФ был принят в 2020 году. За пять лет мир фундаментально изменился. Необходимо учесть новые геополитические риски, экономические реалии, международные аспекты в новой редакции стратегических документов. Сохранив при этом фокусировку на том огромном значении, которое Арктика имеет для экономики России и экологии всего мира.
В числе ключевых приоритетов, отражающих долгосрочные интересы России в Арктике: рациональное развитие ресурсной базы с приоритетом глубокой переработки и высоких стандартов экологичности, ускоренное развитие Северного морского пути и Трансарктического транспортного маршрута, реновация ключевых опорных населенных пунктов, защита исконной среды обитания и традиционного уклада коренных малочисленных народов Севера, экологическая безопасность и адаптация к климатическим изменениям.
Отдельно расскажите, пожалуйста, о планах ускоренного развития Северного морского пути и Трансарктического транспортного маршрута. Какие стоят задачи, и какие ожидаются результаты?
По итогам международного Арктического форума в Мурманске в мае президент России поручил разработать стратегию развития Трансарктического транспортного коридора (ТТК) как конкурентного международного логистического маршрута.
ТТК — это комплексная транспортная система, обеспечивающая связанность территорий страны с Северным морским путем как основным участком коридора, с речными и железнодорожными маршрутными коридорами, объектами портовой и подводящей инфраструктуры, необходимыми для перемещения грузов морем между западными и восточными портами России (Санкт-Петербург — Мурманск — Архангельск — Владивосток). По маршрутам, прилегающим к ТТК, перевозятся различные грузы — каботажные, экспортные и импортные, социальные, транзитные и другие. В развитии ТТК предполагается участие партнеров из дружественных и нейтральных стран: Китая, Индии, ОАЭ.
Разрабатывается ряд новых документов, определяющих стратегическое развитие транспорта в Арктике, и в первую очередь, это Стратегия развития ТТК до 2050 года и его финансово-экономическая модель.
Потенциал роста грузопотока к 2030 году в Севморпути оценивается в диапазоне 70-109 млн тонн. На обеспечение грузопотока направлено строительство ледокольного и грузового флота, работы по дноуглублению, расширение мощностей портовой инфраструктуры, железнодорожных и автомобильных подходов к морским портам, развитие инфраструктуры речных перевозок и строительство мультимодальных узлов для бесшовного перемещения грузов. Завершающим этапом должно стать функционирование ТТК как комплексного транспортного коридора с круглогодичной навигацией.

На уровне Государственной думы и Правительства России были приняты десятки законов и постановлений, цель которых — стимулирование ускоренного развития Дальнего Востока, повышение инвестиционной активности в этом макрорегионе. Известно, что аналогичная работа ведется и применительно к Арктике. Какие документы появились в интересах АЗРФ, и как они способствуют ее развитию?
С целью социально-экономического развития Арктической зоны принято 16 федеральных законов, 75 актов правительства, 7 указов президента. На Арктику распространены механизмы государственной поддержки инвесторов, показавшие эффективность на Дальнем Востоке. Созданы три территории опережающего социально-экономического развития: «Столица Арктики», «Столица Севера», «Чукотка». С использованием этих инструментов в АЗРФ реализуются более тысячи инвестпроектов, в которые привлечено 2,7 трлн рублей инвестиций. Уже фактически вложено более 800 млрд рублей, создано 20 тыс. рабочих мест, введено более 300 предприятий.
11 тыс. граждан нашей страны стали участниками программы «Арктический гектар». На своей земле, полученной в безвозмездное пользование, люди строят жилье и бизнесы. Одно из наиболее популярных направлений — туристические объекты и сервисы.
Два года назад было принято решение распространить на АЗРФ механизмы льготного ипотечного кредитования, действующие на Дальнем Востоке. Благодаря льготной ипотеке в АЗРФ под 2% годовых уже 18 тыс. человек построили или купили собственное жилье.
Без сомнения, самое важное для Арктики — снабжение труднодоступных территорий. В 2024 году вступил в силу федеральный закон «О северном завозе». Он вводит механизм централизованного планирования северного завоза на федеральном уровне. Минвостокразвития выступает федеральным координатором северного завоза.
Закон определяет опорную транспортно-логистическую инфраструктуру северного завоза из 387 объектов, которая будет модернизироваться и расширяться. Разрабатывается федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза для контроля, выявления и предотвращения возможных сбоев в поставках. Все эти меры помогут сделать снабжение стабильным, более быстрым и дешевым. Объем северного завоза на 2025 год составляет 3,4 млн тонн, в том числе 2,3 млн тонн топливно-энергетических ресурсов, 890,6 тыс. тонн горюче-смазочных материалов, 146,7 тыс. тонн социально значимых продовольственных товаров, 19,2 тыс. тонн непродовольственных товаров первой необходимости и другие грузы.

Насколько велик интерес к Арктической зоне России со стороны отечественного и зарубежного бизнеса? Какие крупные проекты уже реализованы в АЗРФ, какие реализуются или планируются к реализации? В чем их значимость?
Среди крупнейших проектов, реализуемых с господдержкой в Арктике, — Баимский ГОК на Чукотке мощностью 70 млн тонн руды в год — освоение одного из крупнейших месторождений меди в мире, первое в мире предприятие по производству плавучих заводов СПГ «Новатэка», туристический кластер нового поколения в Мурманской области «Валла-Тунтури», комплекс перегрузки угля «Лавна» в Мурманской области.
Отдельные ключевые проекты способны значительно изменить экономическую структуру арктических регионов, например, один из них — Воркутинский газохимический комплекс. Его реализация сыграет ключевую роль в экономическом возрождении Воркуты: обеспечит создание новых рабочих мест и улучшит условия жизни для местного населения.
Наряду с экономическими в Арктике решаются и социальные задачи. Какими темпами в АЗРФ строятся и модернизируются объекты образования и здравоохранения, культуры и спорта? Как это способствует повышению качества жизни населения?
Создание достойных условий жизни в Арктике, повышение качества жизни людей — приоритетное направление нашей работы. Льготная ипотека дала рост жилищного строительства в Арктике, в ряде крупных городов началась реализация проектов комплексной жилищной застройки. Прорабатывается возможность распространения на АЗРФ программы доступного арендного жилья.
Особое внимание — вопросам трудоустройства. Востребованным специалистам, учителям, врачам, фельдшерам, работникам культуры доступны меры государственной поддержки при переезде в арктические регионы.
По программе «Президентская единая субсидия» за три года построены и отремонтированы более 24 объектов здравоохранения, образования и спорта, а также построено более 100 объектов социальной инфраструктуры.
По линии Минвостокразвития России выделяются средства на поддержку традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Построены 2 торгово-логистических центра, 8 производственных баз, 15 передвижных вагонов для оленеводов. В 2025-2027 годах на эту программу выделяется по 405 млн рублей ежегодно.
По программе «Дети Арктики» за три года более 25 тыс. школьников отправились отдыхать на российские курорты.
Что касается образования, к 2027 году в АЗРФ появится 8,6 тыс. новых вакансий, 70% из них — для специалистов со средним профессиональным образованием. Чтобы восполнить дефицит сотрудников, повысить престиж рабочих профессий в рамках федерального проекта «Профессионалитет», в АЗРФ создано 13 образовательно-производственных кластеров, где колледжи интегрированы с предприятиями в области машиностроения, металлургии, горной добычи, атомной, ТЭК и других, а также 6 образовательных кластеров, ориентированных на малый и средний бизнес, сферу услуг. Кроме того, в колледжах и техникумах арктических районов Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа в 2023-2025 годах при поддержке Минвостокразвития открыто 19 современных мастерских.

Отдельный приоритет — разработка и реализация мастер-планов городов Арктической зоны, реновация ключевых опорных населенных пунктов. О каких промежуточных результатах можно сообщить сегодня? О каких достижениях можно будет рассказать позднее?
Для Арктической зоны по поручению президента разработаны комплексные планы социально-экономического развития 16 агломераций до 2035 года. Они охватывают 1,6 млн жителей — 2/3 населения АЗРФ. В этих планах определены ключевые инвестиционные проекты, мероприятия по развитию инфраструктуры со сроками реализации, объемы финансирования и приоритетные направления экономического развития. Это строительство и ремонт дорог, коммуникаций, школ, больниц, спортивных комплексов, предприятий, гостиниц и так далее.
Проекты направлены на достижение национальных целей развития: улучшение качества среды для жизни, привлечение инвестиций, развитие туризма. До 2035 года в развитие опорных населенных пунктов предполагается вложить 2,9 трлн рублей: 19% из федерального бюджета, 21% из регионального и 60% из внебюджетных источников.
Кроме того, по поручению президента с 2024 года в Мурманской области реализуются мероприятия по развитию жилищной, энергетической и социальной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов Арктической зоны РФ.

Какой вы видите АЗРФ через пять, десять, двадцать пять лет? Какое место она будет занимать на экономической карте России и мира?
Россия занимает лидирующие позиции в мире в освоении севера, освоении Арктики на протяжении уже 500 лет. Не было в истории такого периода, когда другая держава или государство было бы первым номером в освоении Арктики. Уверен, что так будет всегда, в том числе благодаря рациональному, созидательному и ответственному подходу России к освоению и развитию арктических территорий. Сегодня мы являемся участниками создания новой главы в развитии мировой Арктики. Уверен, что она будет написана с учетом накопленного российского опыта совместно с нашими соседями по Арктике, с другими странами, заинтересованными не только в реализации экономического потенциала этих территорий, но и в сохранении глобального экологического баланса. На карте мира Арктика должна стать местом добрососедского сотрудничества, уважения взаимных интересов, местом встречи культур и обмена передовыми идеями и практиками.